Гоночное прошлое советских Москвичей-412: участие в ралли 60-70-х

Новости отечественного автопрома

Еще с середины прошлого века в Советском Союзе начали проводить соревнования автомобилей серийного производства. Чаще всего во время ралли соревновались автомобили «Победа», «Волга» и «Москвич». С помощью таких соревнований конструкторы крупнейших заводов тестировали узлы и агрегаты под различными нагрузками.

Москвич 412 на трассе

Как все начиналось

С начала 1960-х годов советские машины ГАЗ-21 «Волга», «Москвич-407» начали свои первые выступления на международных автомобильных гонках. В это время они не хватали звезд с небес, не добираясь в некоторых случаях даже до финиша.

Отечественным автомобилям в те времена явно не хватало мощности на фоне постоянного усовершенствования машин зарубежных конкурентов. При этом по регламенту соревнований принимать участие в них могли только серийные авто с минимальными изменениями конструкции.

Конечно, из-за слабых силовых агрегатов они не могли тягаться с иностранными соперниками. При увеличении мощности советские моторы с нижним расположением коленчатого вала значительно теряли надежность.

С 1961 года на автомобильном заводе АЗЛК начались первые разработки более современного двигателя. Впервые новый силовой агрегат запустился в 1964 году, а серийное производство модели «Москвич-412» с ним началось только в 1967 году.

Читайте также

5 полноприводных авто СССР: чем удивил советский автопром
После выхода в 1980 году на автомобильный рынок легендарного немецкого автомобиля с полным приводом Audi Quattro мода на…

 

Создание мотора М-412 и доработки для ралли

Талантливый советский конструктор Игорь Окунев начал разработку нового двигателя для автомобиля «Москвич-412». Впервые его конструкция предусматривала верхнее расположение коленчатого вала. При объеме 1,5 литра его мощность составляла 75 «лошадок».

Двигатель М-412

Главным преимуществом нового мотора стала возможность увеличения мощности без малейших негативных последствий. Удачная конструкция газораспределительного механизма положительно влияла на надежность данного силового агрегата. С таким мотором можно было уже конкурировать с зарубежными соперниками.

Открытый капот Москвича-412

С самого начала серийный «Москвич-412» для участия в международных ралли был подвергнут небольшим модификациям:

  1. В первую очередь доработки коснулись усиления кузова, защиты двигателя.
  2. Кроме того, мастера увеличили диаметр колесных дисков, установили добавочный топливный бак, а также продвинутые по тем временам навигационные приборы. Из-за таких усовершенствований авто стало весить больше на полтонны.
  3. В первенстве СССР принимали участие автомобили с двигателями, которые оснащались двумя распределительными валами.

Читайте также

«Москвич» форева: 3 интересных переделки 412-й модели
Модель «Москвич-412» начала выпускаться с 1967 года. Эта машина во многом была передовой для своего времени, выгодно…

 

Победы и популярность

Первым крупнейшим соревнованием, где принимал участие «Москвич-412», стало так называемое «Ралли века» от Лондона до Сиднея в 1968 году. Общая протяженность трасс составляла 16 тысяч километров.

Все четыре советских автомобиля прошли всю дистанцию и благополучно пересекли финишную черту. Несмотря на достаточно невысокие показатели в абсолютном зачете, команда из СССР заняла 4 место из-за полного отсутствия потерь.

Особенностью этих соревнований стало то, что в гонках принимали участие машины с разным объемом двигателя.

Москвич-412 в гонках

Участвуя в марафоне по маршруту от Лондона до Мехико в 1970 году (26 тысяч километров), команда АЗЛК выиграла почетное третье место. Кроме того, преодолевая сложнейший километр за километром, до финиша добралось три машины из пяти.

Москвич 412 на ралли от Лондона до Мехико

Данные успехи повысили репутацию советского автомобиля. Например, на ралли Бельгии в 1971 году бельгийский экипаж одержал уверенную победу.

В этом же году на соревнованиях «Тур Европы» команда «Москвич-412» завоевала третье место, но получила «Золотой кубок» за лучший результат команды из четырех машин.

На ралли «Золотые пески», которое проходило в 1971 году в Болгарии, экипажи АЗЛК заняли 4, 6, 7 места в абсолютном зачете. В 1972 году польский гонщик Стасис Брундза, управлявший автомобилем «Москвич-412» с объемом двигателя 107 «лошадей», занял третье место.

Наиболее удачным для АЗЛК стал 1974 год, когда гонщик Стасис Брундза выиграл «Тур Европы». Кроме того, экипажи этой сборной взяли второе, пятое и шестое места.

Москвич на международном ралли

Уже с 1976 года успехи АЗЛК пошли на спад, поскольку изменился сам формат гонок. Дистанции сократились, а количество скоростных участков возросло. А отличной управляемостью, скоростью, динамикой советские авто похвастаться не могли.

В условиях советской экономики выпускать серийные автомобили, которые могли бы конкурировать с зарубежными машинами, было практически невозможно. Поэтому во второй половине 70-х годов советские модели соревновались практически между собой.

Читайте также

Бесславная гибель гигантов советского автопрома — ЗИЛ, АЗЛК, РАФ
На протяжении всего своего существования закрытый Советский Союз стремился к самодостаточности, поэтому изо всех сил…

 

Несмотря на наступившие трудные времена, спортивные успехи сделали марку «Москвич-412» очень популярной среди отечественных и зарубежных автомобилистов. За ним закрепилось реноме надежной, выносливой, неприхотливой машины. Поэтому на начало 70-х годов прошлого века продажи АЗЛК выросли во всем мире.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. рита

    Москвич 412-это раритет и легенда. Тем более в провинции полно еще таких машин, которые еще возят своих хозяев ;))

    Ответить
  2. Дмитрий

    Интересная информация. не знал об этих гонках. Москвич ничего так, держался молодцом, похоже.

    Ответить