Сразу после Второй Мировой войны автомобильные конструкторы прилагали максимум усилий для создания новых образцов техники с улучшенными возможностями. Не все выпущенные машины получили широкую популярность. Несмотря на это, специальные автомобили времен СССР до сих пор поражают воображение специалистов и обычных людей.
Удивляет нестандартный подход, полет фантазии, позволяющий использовать увеличенное количество колес, альтернативное топливо. На практике такие автомобили показали неплохие технические возможности, но до массового производства, к сожалению, дело не дошло.
НАМИ на дровах (паромобиль)
При создании этого автомобиля конструкторы проявили абсолютно нетрадиционный подход. Их целью было создание транспортного средства для леспромхозов. При этом упор делался на экономичность, безотходность.
Паровой грузовик НАМИ-012 должен был работать на дровах. Топливный материал помещался внутри специального контейнера, откуда под собственным весом отдельные бревна попадали в топку. Для машины подходили дрова длиной до полуметра, диаметром до 20 сантиметра.
Автомобиль создавался на основе шасси лесовоза ЯАЗ-200. Он мог спокойно перевозить груз массой 6 тонн, а также тянуть прицеп весом 12 тонн. Расход топливного материала на 100 километров пробега составлял примерно 450 килограмм. При этом грузовик мог разгоняться примерно до 40-50 км/час.
Экспериментальная модель НАМИ-012 достойно прошла испытания на крайнем Севере при экстремальных морозах. Несмотря на первый положительный опыт, от дровяных машин для леспромхозов отказались.
Читайте также
ЗИС на 8 колесах и 4 осях(ЗИС-Э134)
Этот уникальный автомобиль является одной из разработок, которые тоже так и не дошли до серийного производства.
Вездеход с четырьмя осями и колесной формулой 8х8 создавался по заказу военного ведомства.
На испытаниях ЗИЛ-134 показал отличную тягу, проходимость за счет внедрения большого количества инноваций, которые до этого нигде не применялись.
Управляемыми здесь были две передних оси. Все мосты располагались друг от друга на расстоянии 1,5 метра и были ведущими. В управлении уже применялся гидравлический усилитель руля, а также использовались пневматические тормоза. Конструкция трансмиссии отличалась от традиционных систем наличием функции реверса, которая помогала автомобилю ЗИС-134 выбраться даже из болота за счет раскачки.
Многослойная структура шин с автоматической подкачкой позволяла преодолевать ямы, неровности дороги максимально комфортно. Хотя авто не поступило в серийное производство, на его основе создали уже ЗИЛ-134, который получил признание.
ЗИЛ из алюминия и нержавейки (ЗИЛ-136)
Эта машина проектировалась как вездеход, который может без труда преодолевать снега, болота и даже водные препятствия. ЗИЛ-136 впервые увидел свет в 1957 году, когда и прошел первые испытания.
Это транспортное средство с тремя ведущими мостами получило новый кузов несущей конструкции. При этом грузовик мог похвастаться усиленной защитой от коррозии, поскольку был изготовлен из алюминия и нержавеющей стали.
Маневренность данного транспортного средства повышалась за счет того, что колеса передней и средней оси можно было подруливать. Здесь наряду с традиционными шинами использовались арочные разновидности колес. Для передвижения по воде использовался водометный силовой агрегат.
Электрический мусоровоз
Идея экологически чистого транспорта в Советском Союзе появилась еще до войны. Уже в 1935 году в лаборатории электрической тяги Московского энергетического института был создан прототип электромобиля для перевозки мусора.
Здесь основанием сделали доработанное шасси автомобиля ЗИС-5, на которое установили 40 аккумуляторных батарей общей емкостью 168 А/ч.
Общая масса такого энергетического блока составляла примерно полторы тонны. При этом грузоподъемность электромобиля составляла 1800 килограмм. Специальное устройство контролировало семь режимов движения.
Поскольку запас хода составлял всего лишь 40 километров, а скорость не превышала 25 км/час, до серийного производства дело не дошло. Тем не менее, дело разработчиков не умерло до сегодняшнего дня.
Читайте также
Описанные выше варианты инженерных разработок автомобилей доказывают, что в Советском Союзе был достаточно неплохой потенциал для технической революции. К сожалению, из-за отсутствия государственной поддержки творческие идеи затормозились уже на начальном этапе.
Почему не верится? Очень даже в стиле СССР – топорно, обработано напильником, все в лучших советских традициях.
Жираф большой-ему видней