Через несколько лет после окончания Второй мировой войны дороги СССР заполнили небольшие автомобили «Москвич-400», которые отличались неприхотливостью, надежностью, экономичностью, высокой ремонтопригодностью. Они представляли собой почти точную копию автомобиля Opel Kadett K38, выпускаемого концерном General Motors в 1937-1940 гг. На базе этих моделей создавалось множество специализированных авто для решения разных задач.
Почтовый “Буратино”
Фургон «Москвич 400-422» представлял собой деревометаллическую конструкцию, поэтому и получил такое народное название.
С самого начала конструкторы создали несколько версий, среди которых были фургоны с тремя дверями и глухими боковинами, а также универсалы с четырьмя или пятью дверями.
Изначально было выявлено множество недостатков. Например, салон плохо проветривался, внутрь попадали выхлопные газы, фанера разбухала даже от влажности, не говоря уже о дожде и снеге.
В конечном результате прототип был доработан, а инженеры сосредоточили все свои усилия на фургоне, отказавшись от идеи создания универсала. Кузов не выдерживал дождей, зато его можно было ремонтировать в любых условиях, используя подручные средства.
Автомобиль «Буратино» родился в столице Советского Союза, поэтому изначально особое внимание уделялось его внешней эстетической привлекательности. Основание машины, капот, рамка лобового стекла, оперение изготавливалось традиционным способом из металла. Боковины, автомобильные крыши, внутренние перегородки крепились на деревянном каркасе.
Для обшивки использовалась фанера толщиной 3 мм, которую пропитывали бакелитовым лаком. На крышу натягивался дерматин.
Эти машины выпускались только для предприятий, поэтому являлись спецтехникой.
Авто «Москвич» 400-422 имел грузоподъемность до 250 килограмм, отличался мобильностью, выносливостью, ремонтопригодностью. Примитивная электрика, оптика, механический привод стеклоочистителей, отсутствие печки внутри салона, тесный передний диван являлись видимыми недостатками.
С другой стороны, мягкий ход, высокая проходимость, которую обеспечивали 16-дюймовые колеса, экономичность 23-26 сильного мотора (9 л/100 км), неприхотливость двигателя к качеству топлива, ремонтопригодность привлекали водителей тех времен.
Читайте также
Крутой кабриолимузин
«Москвич-400-420А» Кабриолет 1950 года выпуска представлял собой советский малолитражный автомобиль. Подобно другим машинам послевоенного времени, машина не имела указателей поворота, печки в салоне, усилителей руля и тормозов. Дворники приводились в движение механическим приводом от работающего мотора, электрика функционировала от напряжения 6 Вольт.
Под капотом находился силовой агрегат объемом 1,07литра мощностью 23 лошадки с нижним расположением клапанов, который работал совместно с механической трехступенчатой коробкой передач.
Кабриолимузин мог похвастаться открытым верхом кузова и открывающимся брезентовым тентом. Здесь сохранялись боковые двери с полноценными рамками, стальными панелями.
Колеса диаметром 16 дюймов, чугунные тормозные барабаны, компактная подвеска с небольшим количеством неподрессоренных масс гарантировали хорошую курсовую устойчивость. Такая конструкция отличалась прочностью, выносливостью, не требовала частой регулировки развала-схождения.
Зачастую подтекали «бочки» амортизаторов, поэтому требовалась подливка и прокачка с нажимом на крыло. Задняя часть авто не такая выраженная, как капот. Багажник характеризуется небольшим объемом. Доступ к нему осуществляется через откидную спинку заднего дивана, поэтому перевозить грузы в этом авто было совсем неудобно.
Читайте также
Москвич-Айболит
«Москвич-400» характеризовался простотой конструкции, выносливостью, высокой ремонтопригодностью. Кроме того, он соответствовал советским стандартам комфортабельности, которые были актуальными на начало 50-х годов прошлого века. 4-клапанный силовой агрегат объемом 1,1 литр мощностью 23 лошадки отличался нижним расположением клапанов. Цилиндры, их головки изготавливались из дешевого сплава. Несмотря на это, двигатель отличается неприхотливостью к топливу, долговечностью.
В начале 50-х годов произошли качественные изменения базовой модели:
- Они коснулись устройства заднего моста. Здесь установили более прочные полуоси, подшипники.
- Кроме того, конструкторы модернизировали два блока цилиндров, распределительный и коленчатый валы, бензонасос, помпу силового агрегата.
- Еще произошла модернизация генератора, системы зажигания, карбюратора.
В результате через два года в 1954 году появилась обновленная модель «Москвича-401-420» с мотором мощностью 26 лошадок, который не выносился как отдельная разновидность. На ее базе строилось множество специальных машин для различных целей.
Например, автомобиль «Айболит» предназначался для быстрого передвижения врачей для оказания экстренной помощи на дому. Машина оснащалась специальным сигнальным фонарем, окрашивалась в темно-синий цвет. Но возможность перевозить больных не была предусмотрена. Отделка салона из текстовинита легко мылась и дезинфицировалась.
Москвич-коммерсант
Кроме массового выпуска Москвичей на базе 400-й модели с открытым и закрытым кузовом на заводе МЗМА выпускали и коммерческие модели. Ярким представителем таких авто является М-400-420 К.
Изготавливалось несколько вариантов фургонов для различных целей. В том числе, для перевозки небольших партий продуктов питания выпускались изотермические «каблучки».
Фургоны из цельного металла чаще всего заказывали крупные предприятия советской пищевой промышленности и продуктовые магазины.
Например, московский ГУМ открыл в гастрономии отдел заказов. Именно для его обслуживания и была выпущена первая партия «каблучков». Всего на шасси «Москвич 400-420К» было выпущено около 2500 автомобилей.
Читайте также
Таким образом, для своего времени автомобиль «Москвич 400» стал одной из самой популярных малолитражек. Неудивительно, что на базе этой машины создавались авто для различных нужд.
Исторические вещи, которые проверены временем. Сколько интересно стоят такие автомобили и где их можно приобрести?
Думаю, только на аукционах. И стоят они – огого