Авто-символы эпохи спецслужб в СССР: броня, погоня, слежка

Новости

Серая советская действительность не отличалась разнообразием и яркостью форм. Серийные марки автомобилей можно было сосчитать по пальцам. С другой стороны, авторитарный режим требовал технических средств, которые характеризовались бы повышенными возможностями.

Основные автомобильные производители Советского Союза по заказу правительства выпускали улучшенные версии своих серийных автомобилей для спецслужб. Снаружи их было практически невозможно отличить от стандартных авто, поскольку специальные агенты не могли выделяться в потоке машин.

ГАЗ М1 для НКВД

За все время заводского производства этот автомобиль претерпел несколько модернизаций. Изначально на заводе машина оснащалась четырехцилиндровым силовым агрегатом объемом 3,3 литра, мощностью 50 лошадиных сил.

На модель ГАЗ М1 для нужд НКВД установили V8 двигатель производства Форд объемом 3,5 литра / 65 лошадок.

ГАЗ М1 для НКВДПосле начала войны в 1941 году данные моторы сняли с легковых автомобилей и установили на легкие танки Т-60. На их производство в те времена переориентировалось предприятие ГАЗ.

После окончания военных действий вместо довоенных машин завод перешел на выпуск модели ГАЗ 11-73. Она оснащалась мотором с 6 цилиндрами, который имел мощность 76 л. с. Его начали производить по лицензии американской компании Dodge.

Читайте также

Запорожец европейского уровня, или как СССР хотели покорить Европу
С расчетом на европейский рынок популярное авто ЗАЗ 966 модернизировали в соответствии с мировыми стандартами…

 

Стреляющий ГАЗ-М20Г

Начиная с 1956 года, начались работы по проектированию мобильной быстроходной «Победы» специально для КГБ.

Здесь использовался 6-цилиндровый мотор 3,5 л / 90 л.с. Это почти в два раза превышало мощность серийного двигателя, что позволяло разгоняться до 100 км/час всего лишь за 30 секунд.

ГАЗ-М20Г для спецслужбы

Изюминкой модели стала бронированная крышка багажника, которая открывалась изнутри. Такая функция позволяла эффективно отстреливаться от преследователей, открыв багажник при движении на скорости. Всего таких автомобилей было выпущено около ста экземпляров.

Максимальная скорость этой машины составляла 132 км/час. Также был увеличен запас хода за счет установки топливного бака емкостью 100 литров. Кроме того, улучшили световое оснащение. У этой машины использовался масляный радиатор, гидромеханическая трансмиссия.

Читайте также

«Москвич» форева: 3 интересных переделки 412-й модели
Модель «Москвич-412» начала выпускаться с 1967 года. Эта машина во многом была передовой для своего времени, выгодно…

 

“Догонялка” ГАЗ-23

Эта машина внешне ничем не отличалась от легендарной модели ГАЗ-21. Зато внутренности изменили кардинально. Вместо 4-цилиндрового двигателя мощностью 65,75 и 85 лошадок на ГАЗ-23 установили 195-сильный V8 мотор объемом 5,5 литров, который работал в комплексе с автоматической коробкой передач от модели ГАЗ-13 «Чайка» представительского класса. При этом рычаг селектора автомата внешне ничем не отличался от его механического аналога.

ГАЗ-23 догонялка

Поскольку эта тачка предназначалась для спецслужб, ее оснастили более эффективным задним мостом, поставили мощные тормоза с накладками из жаропрочного материала и усилили кузов, установив стекла из триплекса.

Скорость 100 км/час она развивала всего лишь за 16 секунд, что практически в два раза быстрее стандартной модели ГАЗ 21. На дороге автомобиль мог разгоняться до 170 км/час.

“Скорая” для вождей

В тоталитарных обществах наибольшую ценность представляет здоровье вождей. Для его охраны использовались самые современные технические средства. Базой для элитной скорой помощи стал лимузин ЗИЛ-4104 с движком на 315 лошадок.

Эта машина собиралась вручную с 1976 года. Самой известной неотложкой была машина под названием «Черный доктор», которая комфортно и быстро доставляла элитных больных в ЦКБ.

ЗИЛ Черный доктор

Внутри просторного салона автомобиля располагались кожаные носилки, удобные сидения для трех врачей. В этой модели использовались шины с жесткой боковиной, позволяющие продолжать движение при проколе. При незначительных усилиях кузов легко преобразовывался, превращаясь в фургон или катафалк. При общей массе около 4 тонн автомобиль развивал скорость 190 км/час.

“Ушастый” для слежки

Эта машина была идеальной для маскировки агентов спецслужб, поскольку никому и в голову не приходило ассоциировать ее с транспортным средством для этих целей. С другой стороны, «ушастый» Запорожец являлся отличным прикрытием.

Еще в конце 60-х годов прошлого столетия в гонках, проходивших на Московском ипподроме, удачно выступал гонщик Кирпичников. При этом его ЗАЗ-966 под названием «Турбо кирпич» претерпел качественные изменения. Автомобиль оснастили двигателем ГАЗ мощностью 70 лошадиных сил.

Девушка сидит на капоте Запорожца

Идеальное сочетание сильного мотора и легкого кузова дало отличный результат. У соперников было мало шансов.

Этой машиной заинтересовалось правительство, а именно ОБХСС. Авто оснастили двумя радиаторами охлаждения, которые разместили по бокам от силового агрегата. Сзади выступали две короткие выхлопные трубы, которые производили звук выхлопа.

В остальном машина ничем не отличалась от серийных экземпляров.

Читайте также

Не ВАЗом единым — крутые самодельные суперкары из СССР, о которых мы, увы, не знали
Стереотип о том, что автопром СССР хромал на обе ноги, выпуская откровенный неликвид на колесах, настолько укоренился в…

 

Специальные службы советского диктаторского аппарата всегда стремились сливаться с общей массой народа, поэтому для выполнения своих задач они использовали автомобили, которые выпускались современной автомобильной промышленностью. Исключением были машины для партийной элиты, которые являлись результатом ручной сборки.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. Иван

    “Специальные службы советского диктаторского аппарата всегда стремились сливаться с общей массой народа”
    Похоже автор ещё от соски не оторвался, раз такое пишет.
    Любые спецслцжбы госбезопасности в любой стране будут стремиться использовать автомобили, внешне не отличающиеся от серийных.
    Что касается диктаторского аппарата выбирай что лучше – диктатура пролетариата или диктатура буржуазии? Третьего не дано.

    Ответить
  2. Алиса

    Ну не знаю, мне при взгляде на эти тачки становится скорее смешно, чем “страшно”, не ассоциирую эту древность со шпионажем.

    Ответить
  3. Роман

    Вот умели же раньше технику делать, сейчас такой нет, я лично не видел ни одной иномарки которая прослужила бы столь длительный срок.

    Ответить