Когда нужно менять ШРУС — признаки неисправности и как проверить

Советы автомобилисту

Шарниры угловых скоростей (ШРУСы) сообщают крутящий момент от мотора к ведущим колесам. Благодаря их особенной конструкции это достигается независимо от расположения колес на одной оси. По форме данные элементы напоминают гранату, потому в среде автомобилистов именно так их и называют.

К каждому колесу подсоединено по одному внутреннему и наружному шарниру. Первый из них устанавливается в коробке переключения передач. Его цель – это передать энергию мотора на внешний шарнир, вращающий через ступицу соответствующее колесо.

Признаки, сигнализирующие о неисправностях внутреннего и наружного ШРУСа

Внутренний шарнир примыкает сразу к коробке переключения передач. С его противоположной стороны прикрепляется полуось – она  вставлена по центру игольчатых подшипников, функционирующих в трех плоскостях. С ее помощью соединяются две «гранаты».

Старый внешний ШРУС

О неисправностях данного элемента свидетельствуют следующие проявления:

  • вибрации, хруст и стуки при езде;
  • появление шума при повороте руля;
  • следы смазки на внутренней поверхности шин ведущих колес;
  • «подпрыгивание» машины даже при движении по ровной дороге.

Задачей внешнего шарнира является компенсация постоянно изменяющегося угла между полуосью и колесом во время поворота. С внутренней «гранатой» этот элемент соединяется полуосью. Неисправности этого элемента проявляются при поворотах во время езды.

Будут хрустеть элементы, противоположные направлению движения авто. Например, если машина едет влево, то в случае поломки будет хрустеть правый наружный шарнир.

Демонтированный внутренний ШРУС

Хруст и другие симптомы

Чаще всего проблемы с шарнирами угловых скоростей проявляются симптомами в виде хруста, который возникает при разгоне и поворотах. Кроме того, о неисправностях свидетельствуют вибрации, рывки и удары при езде. Проблемы наружного ШРУСа проявляются при резком начале движения с места, поворотах.

При поломке внутренней «гранаты» появляется хруст, вибрации, которые чувствуются даже при движении по абсолютно ровной дороге.

Схема расположения ШРУСов

Две разновидности шарниров «хрустят» по-разному:

  1. Для диагностики внутренних элементов можно использовать прямую дорогу со значительными выбоинами. При езде по ней проблемный узел обязательно застучит.
  2. Также можно существенно утяжелить заднюю часть ТС. При движении в таком состоянии появившийся хруст будет свидетельствовать о поломках внутренней “гранаты”.
  3. Еще получится выявить проблемы при ускорении во время езды на высокой скорости. Они проявляются через вибрации и подергивания.
  4. Явные хрустящие звуки сопровождают работу наружной «гранаты» в большинстве случаев при вхождении в крутые повороты, когда приходится сильно выворачивать руль. Кроме того, о неисправностях будет свидетельствовать отдача в рулевое колесо.

Может ли эта деталь гудеть при движении

Работоспособность шарниров угловых скоростей можно проверить достаточно простым способом.

Для этого нужно на ровной площадке поездить по кругу, вывернув до упора руль в одну, а затем в другую сторону. Изношенные элементы будут гудеть во время такого движения.

Такая нехитрая методика поможет определить состояние интересующих узлов. Звуковое сопровождение свидетельствует о том, что ШРУС может попросту развалиться на мелкие части. В первую очередь это может произойти с наружными элементами.

Читайте также

Когда менять стойки стабилизатора и можно ли восстановить своими руками
Несмотря на простую конструкцию, стойка стабилизатора является достаточно важной частью подвески автомобиля. От нее зависит комфорт и безопасность водителя и пассажиров при езде. Стойки распределяют…

 

Как определить поломку на ВАЗ и других авто и понять, что ШРУС надо менять

Выяснить, какой шарнир пришел в негодность и начал хрустеть, можно с помощью универсального метода. Для этого нужно действовать следующим образом:

  1. Выровнять колеса авто.
  2. Включить ручной тормоз, нейтральную передачу.
  3. Поднять домкратом одно из передних ведущих колес.
  4. Включить первую передачу, отпустить педаль сцепления и тронуться.
  5. На следующем этапе начать медленно нажимать на тормоза. При неисправности внутренней «гранаты» появятся характерные стуки справа или слева. Проблемный внешний шарнир проявится хрустом. Для более точной диагностики во время описанных процедур можно повернуть руль вначале влево, а затем вправо.

Здесь нельзя пренебрегать правилами безопасности. Важно не забывать о ручном тормозе, использовать противооткатный упор. Опускать домкрат можно только после того, как колесо перестанет вращаться.

Как проверить внешний ШРУС

Диагностику нужно начинать именно с этих элементов. Здесь можно сосредоточиться на двух основных методах.

Снятые шарниры с авто

Во-первых, на ровной площадке с вывернутым до упора рулем рекомендуется поездить по кругу. Боковые стекла лучше опустить. Это нужно для того, чтобы лучше слышать:

  1. Во время поворота налево могут появиться стуки с правой стороны, свидетельствующие о неисправностях.
  2. Наоборот, при движении направо хруст и другие звуки могут появиться с противоположной стороны.
  3. Кроме того, может проявляться и вибрация руля.

Как проверить внутренний ШРУС

В этом случае определить поломку сложнее, поскольку она не проявляется так явно. При разгоне или во время быстрой езды может появляться гудение или другие шумы на фоне вибраций, дерганий машины.

Если авто едет медленно по неровной дороге с большим количеством выбоин, то при проблемах с внутренним шарниром можно услышать его хруст.

Можно специально проехать по ямам левым и правым колесом для более точной диагностики локализации проблемы.

Читайте также

Где стучит? — как по месту стука определить возможную поломку авто
Современный автомобиль является сложной конструкцией, состоящей из множества узлов, агрегатов, деталей. В процессе эксплуатации отдельные части машины изнашиваются. Определенные проблемы проявляется…

 

Как восстановить работоспособность ШРУСа своими руками

Работоспособность шаровых угловых скоростей нарушается по разным причинам. Некоторые из них являются достаточно простыми, поэтому устранить проблему в таких случаях достаточно просто.

Конструкция ШРУСА-гранаты

Здесь можно выделить несколько важных пунктов появления неисправностей:

  1. Разорвался резиновый пыльник. Эту проблему легко выявить по маслянистым пятнам на внутренней стороне покрышки. Разрыв происходит из-за чрезмерных механических нагрузок, экстремального переохлаждения, перетирания. Такому состоянию способствует частая езда по бездорожью.
  2. Критический износ опорного подшипника. Последствиями этого может стать необходимость замены не только изношенного элемента, но и полностью всей внутренней «гранаты».
  3. Выработка шариков качения, дорожек или обоймы шарниров. Такая ситуация часто возникает из-за разрыва пыльников, попадания в смазку песка и грязи.

ШРУС автомобиля вид в разрезе

При появлении первых признаков неполадок можно попытаться решить проблему своими силами. Для этого нужно действовать следующим образом:

  1. Поставить авто на эстакаду или смотровую яму для проверки целостности резиновых пыльников, следов смазки на прилегающих поверхностях.
  2. При обнаружении разрывов, маслянистых пятен необходимо снять шарнир угловых скоростей, разобрать его, тщательно промыть все внутренние детали, полностью заменить смазку и резиновый пыльник.
  3. Поврежденные рабочие поверхности можно постараться отшлифовать. С другой стороны, при сильных повреждениях лучше всего полностью заменить ШРУС.

При выполнении работ лучше заручиться поддержкой более опытного автомобилиста или автомобильного мастера. Это позволит предотвратить возможные ошибки.

Читайте также

Как проверить рулевую рейку — 5 главных признаков неисправности
Рулевая рейка – это механизм, соединяющий руль тягами и рычагами с передними колесами автомобиля. В зависимости от интенсивности эксплуатации данная система рано или поздно изнашивается. И чаще всего…

 

Причины и профилактика преждевременного износа

Эксплуатационный ресурс внешней и внутренней «гранаты» зависит от многих факторов. Выйти из строя узел может по разным причинам.

Вот некоторые из них:

  • плохое качество изделия, отсутствие достаточного количества смазочных материалов;
  • последствия сильного удара в результате столкновения или аварии;
  • попадание внутрь конструкции пыли, грязи, песка из-за разорванного пыльника;
  • плохое дорожное покрытие;
  • неправильная установка;
  • агрессивная манера вождения.

Специалисты рекомендуют регулярно контролировать состояние обоих видов шарниров, проверяя целостность резинового пыльника. Для профилактики рекомендуется периодически демонтировать узел, промывать его внутренние части, менять смазку.

Хомуты на пыльниках после замены нужно тщательно затягивать так, чтобы резиновый чехол не прокручивался.

Разобранный шарнир скоростейПредотвратить преждевременный износ можно, если по неровным дорогам ездить максимально аккуратно, избегая резких разгонов, поворотов с максимально вывернутыми колесами. Наружные шарниры получают от колес все удары, сюда с большей вероятностью может попадать песок, пыль и вода.

Читайте также

Как проверить ступичный подшипник и можно ли ездить, если он гудит
Со временем в результате эксплуатации автомобиля при его движении появляются различные шумы, которые свидетельствуют об износе той или иной детали. Своевременная ее замена решает проблему наилучшим…

 

Описанные выше симптомы показывают, как определить неисправности. Если возникает потребность заменить ШРУС, то лучше обратиться к специалистам, поскольку неправильная установка значительно сократит срок службы этого элемента.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.