Рулевая рейка – это механизм, соединяющий руль тягами и рычагами с передними колесами автомобиля. В зависимости от интенсивности эксплуатации данная система рано или поздно изнашивается. И чаще всего раньше, чем хотелось бы. Это напрямую влияет на ухудшение управляемости авто.
Признаки неисправности рулевой рейки должен распознавать любой автомобилист, поскольку от этого зависит безопасность водителя и пассажиров. При таких обстоятельствах требуется безотлагательно заменить сломанную деталь или узел.
Принцип работы и схема рулевой рейки
При вращении руля усилие передается на шестеренку. Она перемещает рейку и тяги рулевого привода, поворачивая поворотные кулаки и ступицы, на которых закрепляются колеса. Таким образом, во время поворота руля одновременно осуществляется поворот передних колес.
Зачастую реечная конструкция имеет электрический или гидравлический усилитель, которые облегчают управление автомобилем.
Поломки и признаки неисправности рулевой рейки
Во время езды на автомобиле важно контролировать состояние рулевого реечного механизма. Это можно определить по некоторым четким проявлениям. Главное – внимание к возможным неполадкам.
Скрип или стук
Если во время движения появляются стуки, скрипы, то это может свидетельствовать о неисправностях ходовой части. Звуки могут доноситься спереди авто слева или справа. Такие сигналы могут свидетельствовать как о порванном пыльнике, так и о более серьезных проблемах с рычагами, тягами. Причиной также может быть износ самой втулки, червячной пары. При таких обстоятельствах нужно разбирать рейку для выяснения более точных причин.
Течь
При протечке жидкости внутрь гидравлической системы попадает воздух. При таких обстоятельствах в расширительном бачке появляется бурление.
Чаще всего это происходит из-за образования очагов коррозии непосредственно на рейке.
Устранить течь помогут пластиковые и металлические хомуты, которые используются для затяжки и фиксации пыльников. Другой причиной утечки могут быть изношенные прокладки и сальники, которые незамедлительно нужно менять.
Некорректное поведение руля
Явное снижение управляемости автомобиля, когда он не реагирует на поворот руля. При этом во время движения возникают выраженные трудности с поворотом колес на фоне свистящих звуков и скрипов. Такая проблема может быть вызвана повреждениями насоса гидравлического насоса, приводного ремня. Во время движения по прямой или на поворотах чувствуется биение руля, появление вибрации при поворотах.
Порванный пыльник на тяге
Работоспособность рулевой рейки напрямую зависит от целостности пыльников тяги. В идеале резина должна быть мягкой и эластичной. При разрыве резиновой защиты внутрь попадает грязь, пыль, песок. При таких обстоятельствах нужно незамедлительно заменить поврежденные элементы. Механизмы нужно тщательно очистить, добавить защитный слой смазки.
Разбитые втулки
Зачастую гул, дребезжание руля во время поворота вызвано разбитыми втулками. При появлении таких симптомов следует разобрать рулевую рейку, провести диагностику поломок.
Чаще всего поврежденные втулки восстановлению не подлежат, поэтому их нужно попросту менять.
Можно поменять электрический усилитель руля в сборе с рейкой. Дешевле приобрести ремонтный комплект.
Снижение уровня жидкости
Подтеки на пыльниках рулевых, лужи под расширительным бачком является серьезным поводом для проверки герметичности гидравлического усилителя руля, его уплотнительных элементов. Необходимость постоянной доливки жидкости ГУР в расширительный бачок также свидетельствует о проблемах. Такую ситуацию необходимо исправить как можно быстрее.
Причины выхода из строя
Если появляется стуки и скрипы в рулевой рейке, то этому могут быть следующие объяснения:
- вал уже выработался внутри втулки;
- произошел критичный износ червячной пары распределителя;
- стерлась зубчатая часть вала;
- износились наконечники рулевой тяги.
Из-за коррозии, попадания влаги и песка через уплотнители втулки между трущимися поверхностями образуется абразивная поверхность, которая разрушает вал, пластиковую или бронзовую втулку. Для устранения проблемы нужно заменить изношенную деталь, использовать специальный ремонтный комплект.
В местах сцепления зубчатой основы с шестерней отмечается большая нагрузка, поэтому со временем зубья разрушаются. Такая поломка проявляется стуками во время прямолинейного движения по дорожным неровностям.
При частичном стирании зубьев можно нормализовать ситуацию с помощью простой регулировки. Для этого нужно установить нужное расстояние между зубцами шестерни и рейки с помощью регулировочной гайки. При полной поломке поврежденные элементы нужно заменить.
Наконечники рулевой тяги изнашиваются из-за разрыва пыльников, внутренняя смазка вымывается. При таких обстоятельствах данные детали ремонту не подлежат, поскольку они разрушаются из-за жесткого трения. Их нужно только менять.
С электроусилителем
Электрическая рулевая рейка зачастую выходит из строя из-за того, что появляются следующие неисправности его узлов и агрегатов:
- изнашивается червячный привод, в нем ломаются зубья;
- выработка втулки приводит к заклиниванию подшипника, закусыванию рулевого механизма;
- сбои в работе электронного блока управления из-за окисления контактов, попадания влаги внутрь корпуса;
- обрыв проводки якоря, износ графитовых щеток, опорных втулок реверсивного электромотора с червячным приводом, который приводит в движение вал;
- выход из строя поворотных датчиков.
С ГУР
Рулевой механизм с гидравлическим усилителем может ломаться из-за:
- неисправности клапана распределителя;
- растяжения или обрыва ремня помпы;
- повреждения резиновых уплотнителей, прокладок, сальников;
- сбоев в работе поршневой системы гидравлического цилиндра;
- коррозии корпуса главного вала, появление течей;
- поломки насоса гидравлического усилителя руля.
Как проверить исправность рулевой рейки самостоятельно
Современные автомобили оснащаются механическими, электрическими и гидравлическими рулевыми рейками. Для проведения точной диагностики рекомендуется обращаться в специализированные центры, где есть специалисты и профессиональное оборудование. С другой стороны, главные признаки неисправностей может выявить любой автомобилист.
Диагностика своими руками для водителя
Обследование рулевого механизма требует повышенной осторожности и аккуратности. Здесь не допускается дергать, расшатывать тяги, рейку. При появлении непонятных звуков, скрипов, нужно действовать следующим образом:
- остановиться, оценить уровень неполадки, ее влияние на безопасность;
- при выключенном двигателе покрутить руль, проверить люфт. Его увеличенные значения свидетельствуют о повышенном износе внутренней части рейки. Если в крайних положениях руля слышится стук, то проблемой могут быть рулевые наконечники;
- на следующем этапе рекомендуется открыть капот и оценить визуально состояние рулевой рейки, пыльников, уплотнителей.
При выявлении проблем лучше обращаться за профессиональной помощью на СТО.
Как определить люфт и что еще может стучать
С помощью раскачки рулевого колеса можно диагностировать следующие проблемы.
- Разрушенная ступица, не затянутая гайка, закрепляющая рулевое колесо на валу, ощущается как люфт со стуком. Руль нужно покачать в вертикальной, горизонтальной оси.
- Покачиванием руля вверх-вниз, вправо-влево можно определить люфт вала на подшипниках.
- Определить вращательный люфт по шарнирам рулевого вала и его шлицевым соединениям.
- Раскачать вал шестерни рейки внутри корпуса, который находится под ногами водителя. Здесь не должно быть люфта.
- Люфты шаровых пальцев рулевых наконечников. Здесь диагностика проводится вдвоем. Один крутит руль, а другой пальцами прощупывает шарниры.
- Короткие движения рулем в разные стороны, проверка шарниров рулевой тяги.
- Проверка люфта пластмассовой втулки рейки.
Если потекла рейка
При появлении течи машина во время движения ведет себя определенным образом:
- ухудшается управляемость;
- помпа ГУР начинает гудеть;
- руль становится тугой, для его поворота приходится прикладывать усилия;
- появляется люфт руля при прямых неподвижных колесах;
- при управлении авто во время движения в руках ощущаются вибрации, стуки.
Нарушение герметичности системы проявляется понижением уровня жидкости внутри расширительного бачка, подтеками, мокрым днищем, масляными лужами на асфальте.
Разборка и осмотр
Перед тем, как приступать к диагностике, нужно проверить состояние зубчиков. Для этого нужно поджать регулировочную гайку. При разборке важно установить метки, а детали складывать внутрь одной емкости. Это поможет ничего не перепутать.
Для разборки пригодятся такие инструменты:
- гаечный ключ;
- молоток;
- тонкие отвертки;
- набор торцевых ключей.
После разборки следует тщательно осмотреть все детали, определить степень износа штока.
На нем не должно быть участков ржавчины, которые не полируются. При их наличии таких повреждений придется приобрести новый шток.
Для обратной сборки понадобятся новые сальники, прокладки, компрессионные кольца, резинки, новая втулка, отполированный червячный вал, шток. Сборку нужно производить в обратном порядке.
Как проверить рулевые наконечники
Для диагностики нужно загнать авто на яму, эстакаду или поднять на подъемнике. При проверке наконечников нужно ориентироваться на следующие признаки:
- деформации;
- изменение цвета;
- целостность резиновых пыльников;
- подтеки, влажность из-за просачивания смазки.
При обнаружении перечисленных признаков нужно произвести замену изношенных деталей.
Последствия и риски езды с неисправной рейкой
От исправности рулевой рейки напрямую зависит безопасность, управляемость автомобиля. Если игнорировать проблему, то она может вырасти до огромных размеров.
Автомобиль может полностью потерять управляемость, из-за недостатка жидкости может выйти из строя насос ГУР. Все это может привести к аварии с непредсказуемыми последствиями.
Чтобы избежать опасных ситуаций, каждый водитель обязательно должен уметь распознавать неисправности рулевого механизма, принимать своевременные меры.