В советские времена постоянно проводились работы по созданию новых транспортных средств. При этом нередко конструкторы проявляли нестандартный подход, не ограничивая полет творческой мысли.
Зачастую появлялись комплексные конструкции, соединившие отдельные элементы от разного транспорта. Этим изделиям находилось место только в специфических отраслях народного хозяйства или внутри оборонного комплекса. Чаще всего технические изобретения, к сожалению, никогда не выпускались серийно.
Парящий поезд Маглев
С 1979 года Советский Союз начал выпускать экспериментальные образцы поездов, которые двигались на магнитных подушках.
Принцип их работы заключается в том, что мощное электромагнитное поле приподнимает вагон над дорогой на высоту примерно 15 мм. Такой поезд получил название «Маглев» (от англ. magnetic levitation).
Во время движения он не производит абсолютно никакого шума и выхлопа, кроме аэродинамического шума. Единственным его недостатком является небольшая вместительность. Тогда считалось, что такие транспортные единицы на некоторых загруженных направлениях могли бы облегчить ситуацию внутри крупных городов.
Первый Маглев обозначался как ТП 01. Он весил 12 тонн, вместительность 20 пассажиров. На его основе в сжатые сроки были разработаны новые испытательные образцы, которые тестировали на участке 180 метров. По ходу испытаний трассу удлинили до 850 метров.
Реализовать проект планировалось в Казахстане и Армении:
- В казахстанском случае эти идеи трансформировались. Было принято решение построить там простой метрополитен.
- Армянский вариант предполагал строительство магнитной линии, соединяющей Ереван с городком Абовян. Ее длина составляла 16 километров. Здесь был построен Маглев с маркировкой ТП-05, конструкция которого предполагала установку небольших магнитов вдоль всего вагона. Эти элементы соединялись в единую систему, изменяющую силу тока на отдельных магнитах. Благодаря этому, обеспечивалась плавность хода.
Эта алюминиевая модель весила 18 тонн и могла перевозить 18 человек. Начало эксплуатации данной транспортной сети планировалось на 1991 год. Реализации проекта помешало землетрясение в городе Спитак. Позднее после распада Союза от него отказались.
Читайте также
Энергия маховика для Жиробуса
Идея использовать энергию предварительно раскрученного маховика для движения транспортных средств появилась в Советском Союзе с давних времен. Такие автомобили назвали гиробусами (жиробусами) от греческого слова «gyros» — круг, оборот.
Уже с 1960 года вполне серьезно планировалось наладить сообщение жиробусов по трассе Москва-Ярославль. Через три года рельсовый жиробус планировалось запустить уже в Норильске. Однако во время испытаний опытный образец вагона регулярно сходил с рельс, поэтому данный проект остался только на бумаге.
Советские ученые не прекращали попыток запустить гиробусный трамвай на Закавказье, территории Крыма и даже внутри Монголии. Все такие стремления не увенчались успехом.
Читайте также
Тепловоз без рельсов
Для такого транспорта обязательно нужна железная дорога. По ней тепловозы могут тянуть тяжеленные составы, перемещая их на огромные расстояния по местности даже со сложным рельефом. Потенциальную мощность данного тягача решили раскрыть советские ученые, установив его на колеса. Такой проект стартовал в 80-е годы прошлого века в МГТУ имени Баумана.
Основой для испытаний стал железнодорожный тепловоз ДМ62-1727, который был установлен на колесную базу артиллерийской установки «Ураган». Свое творение конструкторы назвали уменьшительным женским именем «Машка».
Первый действующий экземпляр появился по заказу Министерства обороны Российской Федерации. Какие задачи должно было решать такое транспортное средство, до сих пор остается неизвестно.
По своей мощности этот тягач превосходил любую технику, которая использовалась в тогдашней российской армии. В конечном итоге, он не нашел свою нишу внутри армейской структуры и его списали. Начиная с 2003 года, машина больше никогда не использовалась как военный тягач.
Читайте также
Принимая во внимание многочисленные технические разработки, можно судить о высоком техническом потенциале Советского Союза. С другой стороны, на уровне реализации перспективных проектов отечественные структуры проявили традиционную слабость.