Грузовые советские автомобили можно и сегодня встретить на автострадах по всей территории РФ, а также на вооружении российской армии.
Технические показатели и эксплуатационные качества советских вездеходов и сейчас могут конкурировать со многими ведущими европейскими марками грузовиков.
Самые лучшие советские грузовики
Можно отметить 5 лучших моделей полноприводных грузовых автомобилей, созданных в СССР.
ГАЗ-66-02 – данный грузовой автомобиль выпускается с 1964 года и стал первым грузовиком ГАЗа с кабиной над двигателем. Масса в полном снаряжении – 3640 кг.
ЗИЛ-131 – советский вездеход Московского автозавода выпускается с 1966 года как замена ЗИЛ-157. Большая часть производилась и производится для нужд армии. Полная масса – 10425 кг.
Урал-4320 – автомобиль трехосный с повышенной проходимостью. Колесная формула 6х6. Используется для нужд армии, для работы на Крайнем Севере. Выпускается на Уральском автозаводе в Миассе.
КамАЗ-4310 – советский и российский грузовик Камского автозавода, выпуск налажен с 1981 года.
В 80-е годы 20 века КамАЗ считался самым усовершенствованным автомобилем, который мог преодолевать любые препятствия и преодолевать неглубокие водоемы. Большая часть предназначалась для армии, а также для строительной и сельскохозяйственной отрасти.
Сегодня значительная часть КамАЗов передвигается по автодорогам РФ. Многие машины эксплуатируются в течение 25-30 лет.
КрАЗ-260 – трехосный грузоподъемный автомобиль предназначался для перевозки и буксировки грузов разных категорий, а также людей. Он активно эксплуатируется в армии.
Замер проходимости на пахоте и песке
Чтобы определить, какой из грузовых автомобилей надежнее, еще в 80-х годах прошлого века Минобороны СССР было произведено исследование под кодовым названием «Импровизация».
Первый этап тестирования – это замер проходимости на песке и размокшей пахоте.
На основании исследования специалисты сделали вывод, что для улучшения проходимости необходимо соблюдать давление в шинах – при снижении давления с 2 атм. до 0,5 атм. сила тяги повышалась в 7 раз.
В соответствии с силой тяги места распределились так:
- 1 место – Урал-4320 и КрАЗ 260. Их показатель – 0,53.
- ЗИЛ 131 – показатель 0,52.
- КамАЗ-4310 – 0,50.
- ГАЗ 6602 – 0,35.
КамАЗ уступил соперникам по причине высоких осевых нагрузок и жесткости шин (при снижении давления полкрышки начинали деформироваться). КамАЗ также оставил самую глубокую колею.
Читайте также
Скоростные возможности
Скоростные возможности зависели от динамических характеристик и сопротивления качению. Наименьший показатель у Урала (0,09-0,16), а наивысший у ГАЗа (0,13-0,26). Наибольшую скорость показали трехосные автомобили – ЗИЛ (12-22), КамАЗ (11,6-22) и КрАЗ (13,5-20,5).
Лидерами по скорости остаются:
- КрАЗ – на размокшей пахоте;
- Урал – на песке.
При буксировке загруженных прицепов глубина колеи увеличивается и снижается проходимость. Особенно это снижение проявлялось у КрАЗа и КамАЗа.
Читайте также
Движение по пересеченной местности
Способность грузовиков двигаться в условиях пересеченной местности оценивается конструкцией, конфигурацией, а также размерами ходовой части.
Величина преодоления подъемов (показатель в градусах) – ГАЗ – 3,4-19,5, ЗИЛ – 11-27,5, Урал и КрАЗ – 11,9-27,9, КамАЗ – 11,3-26,6. Наивысший показатель у КрАЗа и Урала, наихудший – у ГАЗа.
Также испытания проводилась преодолением окопа шириной 1,2 метра. Ни одна машина не справилась с заданием. И только Урал преодолел окоп шириной 1,2 метра под прямым углом.
Проходимость по кустарнику
Возможность движения грузовиков по кустарнику определяется по степени защиты электропроводки, топливной аппаратуры, пневматики и гидравлики:
- Меньше всего к такому испытанию готов КамАЗ – снизу в машине не защищен радиатор, топливные баки, рулевая тяга и глушитель.
- В ЗИЛе незащищенным оказался глушитель, а в КрАЗе – аккумуляторы на задней тележке, рулевая тяга и выпускная труба.
- А у машин Урал, ГАЗ и ЗИЛ поперечная рулевая тяга защищена передним мостом.
Читайте также
Пересечение разбитых грунтовых дорог
Последний этап – грунтовые разбитые дороги. Проезд по таким дорогам возможен только по колее, которая не выше клиренса автомобиля.
КрАЗ и КамАЗ задевают гребень автомобильной колеи картерами передних мостов и поперечной балкой рулевой тяги, что снижает не только скорость, но и приводит к поломке.
Максимальная глубина автомобильной колеи для:
- ГАЗ – это 315-330 мм;
- ЗИЛа, КрАЗа и КамАЗа – не больше 370 мм;
- Урала – показатель 400-450 мм.
Читайте также
На основании исследования Минобороны СССР можно сделать вывод, что самым проходимым грузовым автомобилем является Урал-4320.