ЗИЛ-130 пришел на смену грузовику ЗИЛ-164. Его нельзя назвать просто очередной моделью грузовых автомобилей. Эта машина стала легендой советского автопрома.
130-я модель завода имени Лихачева имела славу универсальной машины. Она использовалась во всех сферах: от армии до народного хозяйства. Кроме того, большое количество этих грузовиков уходило на экспорт.
ЗИЛ-130 был среднетоннажным автомобилем. Машина имела на порядок больше грузоподъемности, чем ГАЗ и более компактные размеры по сравнению с гигантом МАЗ. В ней уже были гидроусилитель руля, восьмицилиндровый двигатель и пятиступенчатая коробка передач. Автомобиль характеризовался как просторное, удобное и надежное транспортное средство.
Стоит ли говорить, что производство ЗИЛ-130 было массовым. На платформе грузовика было создано большое количество базовых и серийных модификаций. На заводе имени Лихачева в Москве машины выпускали вплоть до 1994 года. С 1995 по 2014 гг. производством автомобилей на базе ЗИЛ-130 занимался Уральский автомоторный завод.
Внешне грузовик был очень прост. Большинство машин имело голубую кабину, передняя часть которой была выкрашена в белый цвет. Такой необычный для грузового автомобиля окрас до сих пор вызывает интерес. Существуют две основные версии, объясняющие голубой цвет кабины старых ЗИЛов.
Согласно первой версии, грузовики оформляли голубой краской из-за ее переизбытка, то есть никакой смысловой нагрузки расцветка автомобиля не несла.
Люди, заставшие времена Советского Союза, помнят, что в стране было два основных цвета краски: зеленый и синий. Ими красили абсолютно все: от стен до потолка. Некоторые квартиры, капитальный ремонт которых не производился много лет, до сих пор сохраняют голубые стены ванной комнаты, кухни и уборной.
Производство синей и зеленой краски стоит дешевле. Они требуют меньше пигмента. Поэтому при Союзе эти цвета производили в большом количестве.
На одном из форумов есть отзыв внука сотрудника завода им. Лихачева. Дед охотно делился воспоминаниями с места работы. По его словам, завод был буквально завален краской голубого цвета.
Поэтому решение о выборе расцветки для кабин было очевидным. Даже технику военного предназначения красили в зеленый путем смешивания голубого и желтого цветов.
Вторая версия строится на том, что сочетание белого и голубого – это специальный и весьма удачный, надо заметить, дизайн.
Идея двухцветной кабины принадлежала Эрику Владимировичу Сабо – выдающемуся советскому автомобильному дизайнеру. Именно ему был поручен полный апгрейд примелькавшегося всем пятитонного грузовика и разработка экстерьера для ЗИЛ-130.
Версия о переизбытке краски довольно интересная, но она не учитывает белый передок кабины. Поэтому большинство людей все же склоняются к версии о дизайнерском решении Сабо.