Большегрузные автомобили сталкиваются с достаточно выраженными проблемами. Трудности особенно обостряются в зимнее время года. Для повышения устойчивости на дороге используются дополнительные оси на прицепе. Зачастую встречаются автомобили с тремя осями, одна из которых находится в подвешенном состоянии, не касаясь дорожного покрытия. У сторонних наблюдателей нередко возникает вопрос о функциях таких колес.
С технической точки зрения считается, что равномерное распределение нагрузки по колесам напрямую влияет на устойчивость транспортного средства, его управляемость. При повышении нагрузки подъемная ось опускается. Таким образом, такое техническое решение способствует безопасности.
Что такое “ленивец” и где его можно увидеть
Подвесной мост («ленивец») представляет собой дополнительную ось полуприцепа большегрузного автомобиля. Это устройство работает с помощью пневматических баллонов. При его использовании разгружается ведущая ось, многократно увеличивается грузоподъемность транспортного средства.
На самых современных тягачах система срабатывает автоматически при сильной загрузке. В противном случае необходимость такой поддержки отпадает, поэтому ось остается в подвешенном состоянии. Слово «ленивец» используется на профессиональном уровне среди дальнобойщиков.
Заднее расположение такого устройства имеет дополнительные преимущества:
- Верхнее расположение способствует увеличению нагрузки на ведущую ось, поэтому сцепление с дорожным покрытием в таком случае улучшается. Это повышает устойчивость автомобиля на скользкой дороге.
- С другой стороны, среднее положение подвесного моста способствует большей нагрузке передней оси тягача, поэтому при таких обстоятельствах тронуться на скользкой дороге будет намного сложнее. Это вызвано тем, что давление на ведущую ось будет небольшой.
Современные большегрузные тягачи оснащаются системой блокировки дифференциала. Когда колеса с одной стороны стоят на чистой поверхности, а с другой – на льду, то такое решение позволяет выезжать из сугробов, ям, грязи.
Панель управления подъемными осями зачастую располагается на самих полуприцепах. У некоторых грузовиков управление подъемной осью осуществляется прямо из кабины. Здесь расположена кнопка, которая переключает «ленивец» в транспортное или рабочее положение. Во втором случае расход топлива увеличивается.
Читайте также
Как работает устройство, плюсы и минусы
При чрезмерной нагрузке у некоторых тягачей колеса подвесного моста опускаются автоматически, а после разгрузки поднимаются. Автоматический подъем осуществляется с помощью специального клапана, который управляется электронным блоком. Сигнал отправляется на клапан при определенных условиях.
Кроме того, автоматическое управление может осуществляться с помощью механического крана. Его конструкцией предусматривается специальный клапан, который можно настраивать, ориентируясь на давление внутри системы. Здесь колеса поднимаются за счет того, что после активизации краном происходит разобщение пневматических рессор всех мостов. Воздух удаляется наружу из системы.
Водитель может самостоятельно включить следующие состояния «ленивца»:
- Транспортный режим, когда подвесной мост прижат к кузову, не касаясь поверхности дороги.
- Рабочее положение при полном контакте колес с дорогой. В этом случае «ленивец» через пневматические подушки частично берет на себя нагрузку от ведущего заднего моста. Это улучшает устойчивость и управляемость автопоезда. С другой стороны, расход топлива здесь увеличивается.
- В переходном состоянии колеса касаются поверхности дороги, но не берут на себя нагрузку ведущего моста. Такое положение зачастую используется при езде по гололеду для защиты покрышек.
Читайте также
Подъемная ось при ее различном использовании обеспечивает следующие преимущества:
- значительное улучшение управляемости и маневренности;
- качественное увеличение тормозного усилия;
- снижение нагрузки на другие мосты;
- увеличение эксплуатационного ресурса покрышек;
- увеличение количества запасных колес;
- понижение расхода топлива при использовании в транспортном режиме.
На фоне перечисленных плюсов использование такой системы приводит к увеличению эксплуатационных расходов. Кроме того, свободное пространство под днищем заметно уменьшается, поэтому поместить туда дополнительный топливный бак не представляется возможным.
Читайте также
Таким образом, правильное использование подъемных колес в зависимости от степени загрузки является очень полезным для большегрузных автомобилей. Система помогает перевозить больше груза. На данный момент подъемный мост можно установить на любой тип грузовиков или полуприцепов.
Маслом маслянистым масло маслили…
У тягача бывает привод на ленивец через медведку
Даже такие простые вещи дилетанты умудряются усложнить и запутать.