Как жили и работали советские дальнобойщики

Новости

Во времена Советского Союза выехать за рубеж было очень трудно. Путешествовать по международным трассам вполне официально могли водители из организации «Совтрансавто», которая являлась монополистом на рынке зарубежных перевозок. Здесь к персоналу предъявлялись повышенные требования, поскольку за границей дальнобойщики представляли большую страну.

Поэтому неудивительно, что в советские времена на дорогах можно было встретить нарядные грузовики, за рулем которых сидели одетые с иголочки водители. Эта работа ассоциировалась с престижем, хорошими заработками.

Требования при приеме на работу

Чтобы устроиться в «Совтрансавто», нужно было подтвердить свои лучшие качества, а также доказать благонадежность, преданность идеалам социалистических идей. Среди претендентов велась серьезная пропагандистская работа. Предприятие полностью находилось под контролем КГБ.

Большое внимание уделялось семейному положению кандидатов. Например, мужчина, претендующий на работу в системе международных перевозок, обязательно должен был иметь жену и хотя бы двух детей. Это являлось гарантией того, что он не сбежит в капиталистическую страну при первом удобном случае. С каждым дальнобойщиком проводился жесткий инструктаж по поводу поведения и контактов за рубежом.

Советские грузовики

Вначале претендент должен был отработать простым автомобильным слесарем на протяжении полутора-двух лет. Только после долговременного обучения и сдачи экзаменов человека могли допустить к работе.

При этом вначале приходилось какое-то время поработать на внутренних рейсах. Лишь после этого водителя допускали к выездам за границу. Речь шла о бывших странах социалистического лагеря: Югославии, Чехословакии, Польше, Румынии, Болгарии, ГДР. Только на следующем этапе открывалась дорога в дальнее зарубежье.

Шрузовые авто Совтрансавто

Чтобы быть допущенным к обучению в «Совтрансавто», претендент должен был соответствовать определенным требованиям:

  1. Изначально пройти проверку органами государственной безопасности.
  2. Владеть на разговорном уровне иностранным языком. При этом уровень знаний проверялся с помощью экзаменов.
  3. Соискатель должен иметь не меньше 5 лет водительского стажа с открытыми категориями C, E, первый класс.
  4. Положительно характеризоваться администрацией с предыдущего места работы.
  5. Владеть знаниями о транспортном законодательстве других стран.

Наряду с перечисленными требованиями, желательным было членство в КПСС, хотя бы на уровне кандидата.

Читайте также

Загадка дальнобоя — бесполезно полезный “ленивец”
Большегрузные автомобили сталкиваются с достаточно выраженными проблемами. Трудности особенно обостряются в зимнее время года. Для повышения устойчивости на дороге используются дополнительные оси на…

 

График и уровень жизни

Пройдя жесточайший отбор, благополучно вернувшись из двух международных рейсов, водители большегрузных автомобилей становились настоящей элитой. Система оплаты международных и отечественных дальнобойщиков была сдельной. В месяц они зарабатывали от 500 рублей. При этом даже «Совтрансавто» оплачивали работу только советскими рублями.

Водитель в кабине советского грузовика

В отличие от международников, внутри необъятной страны СССР дальнобойщики имели хорошие подработки. Например, после выгрузки в пункте назначения машину уже ждал обратный груз. Здесь существовала возможность подзаработать, доставив в соседний город за наличную оплату какие-то материалы или мебель.

В условиях Севера за один месяц водители большегрузных авто зарабатывали 1100 рублей, внутри стран с более мягким климатом, например, в Украине, заработок составлял 600-800 рублей. При этом каждый работник обеспечивался полным социальным пакетом.

Грузовик СССР

Таким образом, в те времена каждый работник имел уверенность в завтрашнем дне, не боялся потерять работу.

Читайте также

5 странных ритуалов советских водил — попробуйте объяснить
Советские бывалые водители автоматически становились автомастерами. В их среде сформировались определенные полезные лайфхаки. Многие из них были достаточно полезными, поэтому и сохранились до…

 

«Совтрансавто» – предел мечтаний

Несмотря на закрытость, Советский Союз стремился развивать торговые контакты по всему миру, поэтому работал почти со многими странами Европы, Азии, Америки. Значительная часть товарооборота приходилась на автомобильные грузоперевозки.

Активизация международных перевозок приходится на 1963 год, когда первые советские грузовики направились по направлению европейских стран социалистического лагеря, а затем они добрались и до Западной Европы. Это стало началом создания предприятия «Совтрансавто».

Грузовой транспорт Совтрансавто

Основными тягачами тогда стали автомобили «МАЗ». Со временем, по мере наращивания объемов перевозок, появилась необходимость использовать более качественный подвижной состав. С 1973 года было закуплено 100 тягачей шведской марки Volvo, а также полуприцепы Trailor к ним. Работать на таких машинах уже само по себе было престижным для советского человека. Компания постоянно развивалась.

К 1983 году география перевозок охватывала уже 25 стран Европы и Азии. Это государственное предприятие содержало штат сотрудников 15000 человек.

Высокопрофессиональные водители носили темно-синие костюмы с позолоченными пуговицами, белую рубашку, галстук, форменную фуражку. По своему внешнему виду они напоминали пилотов или капитанов дальнего плавания. Из-за границы дальнобойщики зачастую привозили дефицитные товары и подарки, поэтому такие мужчины были завидными женихами.

Читайте также

Танкам и не снилось: 3 монстра-вездехода из СССР удивят и сегодня
Большую часть необъятных просторов Советского Союза составляли труднопроходимые леса, непролазные топи и болота. Вся история государства была связана с их освоением. Для этих целей требовалась…

 

С распадом СССР, позиции «Совтрансавто» серьезно пошатнулись и вскоре гигантский монополист распался. До сегодняшнего дня масштабы деятельности компании, уровень подготовки водителей поражают. Среднестатистический современный дальнобойщик по организованности и образованности уступает своим советским коллегам.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.