- Правовое обоснование обязательного страхования авто в 2019 году
- Кто и на каком основании выбирает, делать ремонт или платить деньги по ОСАГО
- Когда страховая по ОСАГО отправляет авто на ремонт
- Когда по ОСАГО положена выплата денег
- Что делать, если ремонт не устраивает владельца авто или СТО просит доплату
- Как возмещается ущерб при европротоколе
- Распространенные вопросы
Автогражданка является обязательным документом для водителя, который позволяет ему существенно сэкономить в случае возникновения ДТП, ведь выплаты возьмет на себя организация, в которой была оформлена страховка. До 2017 года пострадавшая сторона могла сама выбрать ремонт или деньги в качестве компенсации по ОСАГО, но в 2019 году выплаты проводятся в исключительных случаях и чаще всего компенсируются услуги СТО по безналу.
Каждый водитель должен быть осведомлен о своих правах и сроках подачи заявлений или претензий, так как, например, при оформлении ДПТ посредством европротокола нужно принести заполненные бланки в течение 5 дней и нельзя проводить ремонт до экспертного осмотра. Такие нюансы могут не только повлиять на сумму выплаты, но и затянуть процедуру компенсации на долгое время.
Правовое обоснование обязательного страхования авто в 2019 году
Страхование автомобиля регулируется п.1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” .

Ст. 5 Федерального закона описывает:
- порядок заключения, любые изменения или завершение договора;
- начисление выплаты;
- алгоритм действий при страховом случае;
- определение возмещения по страховке;
- требования к организациям, которые будут совершать ремонт поврежденного ТС.
Максимальная сумма, которую может выплатить страховая фирма, оговорена в ст. 7 и составляет 500 000 рублей, если нанесен вред здоровью, и 400 000 рублей, если пострадало только имущество.
Читайте также
Кто и на каком основании выбирает, делать ремонт или платить деньги по ОСАГО
Ст. 12 ФЗ «об ОСАГО» постановляет, что выгодоприобретатель может в письменном заявлении указать предпочтительный способ возмещения убытка, но с 2017 года последнее слово стоит за страховой организацией.
Решение о виде компенсации принимается страховой компанией на основании документов, которые участник ДТП должен подать в течение 5 дней после аварии. В зависимости от случая список бумаг может изменяться, но базовый состоит из:
- справки № 748 и документе об административном правонарушении (выдает инспектор ГИБДД);
- извещении о дорожно-транспортном происшествии;
- заявлении в страховую фирму для предоставления компенсации.

Когда повреждается имущество, то к базовому перечню добавляют:
- документ о праве собственности на авто;
- результат независимой экспертизы, которая оценила нанесенный урон. Туда же добавляются чеки на оплату этой процедуры;
- любые документы, которые показывают вынужденные траты из-за нанесенного ущерба (например, вызов эвакуатора).
Если нанесен ущерб здоровью, то должны быть предоставлены справки:
- медицинские выписки и заключения;
- выписанные лекарства и чеки об их покупке.
Если ДТП было со смертельным исходом или в результате была потеряна трудоспособность одним из его участников, то важно собрать все нужные бумаги:
- свидетельство о смерти (копия), чеки о расходах на погребение, в случае летального исхода;
- заявление в СК с реквизитами банковской карты члена семьи;
- справка о потере трудоспособности и получении инвалидности именно вследствие ДТП и также заключение о том, что потерпевший нуждается в уходе из-за травм;
- копия свидетельства о рождении ребенка, если потерпевший был единственным его кормильцем.
Если есть веские причины для просрочки в подаче документов, то можно предоставить их позже, но уже через суд. Срок исковой давности составляет 3 года.
Читайте также
Когда страховая по ОСАГО отправляет авто на ремонт
Ремонт в приоритете в большинстве случаев. Это удобно для страховой службы и, как правило, у нее есть договоры с разными СТО на проведение таких работ. Единственное правило – эти сервисы должны соответствовать требованиям, изложенным в Федеральном законе.
Однако в законе есть лазейка для выгодопотребителя, которая позволит отстоять свои интересы. В п.3.1 ст. 15 ФЗ «об ОСАГО» говорится, что автовладелец при заключении договора с СК может указать станции техобслуживания, в которых он хочет получить ремонт при наступлении страхового случая. Данные СТО тоже должны соответствовать законодательным нормам и быть одобренными страховщиком.

В этом случае, если машина попадает в ДТП и нуждается в ремонте, то пострадавший вправе требовать его проведение в указанном им месте. Если СК не может обеспечить предоставление услуг именно этим сервисом, а на другие предложенные ими выгодопотребитель не согласен, то возмещение будет денежным.
Когда по ОСАГО положена выплата денег
Существуют случаи, когда возмещение осуществляется только в денежном эквиваленте:
- стоимость ремонта выше, чем максимальная сумма по выплатам (потерпевший может потребовать разницу у виновника происшествия в судебном порядке);
- транспортное средство не подлежит восстановлению;
- у потерпевшего есть группа инвалидности и способом возмещения он указал деньги;
- потерпевший и страховая компания не могут прийти к согласию по поводу фирмы по ремонту ТС;
- если дата выпуска автомобиля менее 2 лет, то ремонт производит официальный дилер, с которым страховая должна заключить договор. Но чаще всего в таком случае следует денежная компенсация;
- если срок ремонта будет дольше, чем 30 календарных дней, то за каждый последующий день просрочки потерпевший должен получить компенсацию в сумме 0,5% от общей оценочной суммы. Исходя из этого, компании изначально просчитывают риск просрочки и если он возможен, то более вероятен денежный вариант компенсации;
- если в ДТП нанесен вред здоровью человека.
Максимальная сумма страховой выплаты составляет 500 000 рублей и она выплачивается в полном объеме, если при ДТП пострадал ребенок и получил при этом любую инвалидность, или если взрослый стал инвалидом 1 группы. Размер компенсации при 2 и 3 группе инвалидности составляет 70 и 50% соответственно.
В случае смерти участника ДТП родственники погибшего получают 475 000 руб. финансовой помощи и 25 000 на погребение.
Читайте также
Что делать, если ремонт не устраивает владельца авто или СТО просит доплату
Стоимость ремонта обсуждается заранее и если страховка не покрывает ремонт, то это оговаривается с виновником ДТП. В случае мирного согласования он оплатит превышающие расходы. Если же он отказывается, то можно подать в суд и потребовать возместить расходы.
В любом случае вариант доплаты должен быть оговорен на начальном этапе ремонта и быть вписанным в акт. Если же этого не было и доплату СТО требует после ремонта, то это будет уже незаконным.

Для начала рекомендуется обратиться в автосервис и попробовать урегулировать дело мирным путем. Если ремонтники отказываются соглашаться с нарушениями, то необходимо сделать независимую экспертизу. Это может быть другое СТО, которое опишет допущенные нарушения. Далее оформляется претензия, которая направляется в СК. Важное замечание: если принять машину на СТО и подписать акт выполненных работ, то фирма по страхованию не несет никакой ответственности за обнаруженные позже изъяны в ремонте.
Читайте также
Как возмещается ущерб при европротоколе
Если ущерб при ДТП незначительный и оба водителя могут прийти к согласию без участия третьей стороны, то не обязательно вызывать ГИБДД. Можно составить европротокол, на основании которого будут возмещены расходы по ремонту автомобиля.
Но данная выплата, максимальная сумма которой составляет 400 000 рублей, может быть выплачена только при соблюдении трех условий:
- нанесен урон только ТС;
- у каждого водителя оформлен полис ОСАГО;
- ДТП произошло с участием только двух машин.

Ранее важным пунктом было согласие между водителями о том, кто виновен, но с октября 2019 года этот пункт уже не имеет силы. Просто в извещении, которое заполняется самостоятельно, необходимо указать причины возражений, если таковые имеются.
Для получения компенсации необходимо технически зафиксировать аварию (если нет такой возможности, то придется вызывать полицию для фиксации повреждений), заполнить форму-извещение (пример на фото) и подать ее в страховую компанию в течение 5 рабочих дней.
Документы, видео- и фотодоказательства рассматриваются СК, также потребуется осмотр автомобиля для оценки повреждений, поэтому нельзя проводить ремонтные работы до этой процедуры и без разрешения страховщика.
Следует знать, что при оформлении собственного извещения водитель не должен приносить экземпляр второго водителя и предоставлять его машину на осмотр. Если документы не принимают, указывая данную причину, то водителю рекомендуется требовать письменный отказ и с ним направляться в прокуратуру РФ для написания жалобы из-за неправомерных действий организации.
Читайте также
Распространенные вопросы
Да, но в этом случае выплату осуществляет Российский автомобильный союз.
По Закону при ремонте должны использоваться только новые детали, поэтому если на СТО настаивают на б/у, то это незаконно.
Если исполнитель не согласен с данным фактом, то доказать можно только путем проведения независимой экспертизы. Далее с результатом составляется претензия, которая направляется в СК. Ответ от компании должен быть получен не позже 45 дней с момента подачи. Если ответа нет, то стоит обращаться в суд.
Оформление автогражданки вызывает много споров у водителей. С 2019 года повышены штрафы за вождение без этого документа и изменены условия по выплате страховых компенсаций. Не всегда решение о компенсации выгодно для потерпевшего и чаще всего бывает наоборот, но решение все же остается за СК по закону.
Однако важно помнить, что в случае некачественных услуг по ремонту всегда можно провести независимую экспертизу и направить дело на рассмотрение в суд. Главное – не подписывать документы о принятии работ, пока есть хоть какие-нибудь претензии к исполнителям.