Квест не для слабонервных: как покупали и продавали машины в СССР

Новости отечественного автопрома

Сегодня для покупки автомобиля требуются только деньги. В большинстве крупных городов работают фирменные автомобильные салоны, которые занимаются юридическим оформлением транспортного средства, обеспечивают полное сервисное обслуживание. Поэтому каждый покупатель может выбрать модель авто, которая соответствует его потребностям и личным предпочтениям.

В советские времена автомобильный рынок был настолько закрытым, что купить машину было достаточно сложно. Кроме того, далеко не каждый мог позволить себе такую роскошь.

Читайте также

Убойная реклама родного автопрома: 10 посланий на российских машинах
Среди многочисленной армии отечественных автомобилистов существует отдельная группа любителей родных автомобилей. Одни из них руководствуются ограниченными финансовыми возможностями, другие…

 

7 кругов ада при покупке нового авто

В 60-х годах прошлого века советский человек теоретически мог приобрести автомобиль «Москвич», «Победу» или «Волгу». Чтобы стать счастливым обладателем нового авто, приходилось преодолевать множество трудностей.

Старая Волга в СССР

Чаще всего потенциальный покупатель сталкивается со следующими 7 проблемами:

  1. Очереди на машины были поистине невероятными. Списки составлялись самими покупателями. Избирались «десятники», «сотники», которые организовывали ежемесячные переклички. Если кто-то по каким-то причинам пропускал хотя бы одну из них, то его автоматически исключали из очереди без права восстановления. Сроки ожидания доходили до 7-8 лет.
  2. Стоимость одной и той же модели в процессе производства практически не менялась. С другой стороны, в момент смены модификации авто происходил резкий скачок цен.

    Например, «Москвич-401» стоил 9000 рублей, М-402 – 15000 рублей, М-407 с увеличенной на 10 «лошадок» мощностью – 25000 рублей. Несмотря на такую разницу, покупатель был вынужден брать то, что есть, поскольку при отказе его место по списку очереди немедленно занимал следующий человек.

  3. Когда подходила очередь, проблемы покупателя не заканчивались. Теперь нужно было действовать непосредственно в автомобильном магазине, кассе, на складе.

    При этом на каждом этапе приходилось выстаивать длинные очереди, поскольку даже на такие крупные города, как Москва или Ленинград, приходилось всего по одному автосалону. Здесь покупатель получал справку-счет, по которой нужно было оплатить покупку в специальной сберегательной кассе. Здесь также требовалось отстоять внушительную очередь.

    После этого нужно было возвращаться в магазин за чеком. На заключительном этапе покупатель ехал на склад за получением авто. Здесь после поступления ему выдавали машину чисто по порядковому номеру. Никакого права выбора не было. Запорожец и девушка в платье

  4. Ожидание авто по очереди могло растянуться из-за лишних людей, которые появлялись внутри списка с помощью различных махинаций. Здесь привлекались знакомые из автомобильных магазинов или партийные чиновники. В те времена отследить законность продвижения очереди было практически невозможно.
  5. При Советском Союзе новые автомобили поступали на отдельные предприятия. Например, шахта или оборонный завод снабжались лучше всех. Сюда за год поступали десятки автомобилей. Какой-нибудь НИИ получал одну машину один раз на несколько лет. Представители множества профессий, пенсионеры вообще не могли купить авто, несмотря на наличие необходимых средств.
  6. В СССР существовали различные коррупционные схемы. По некоторым из них сотрудники комиссионных магазинов за определенный процент от сделки сводили покупателя с продавцом авто. Здесь от потенциального покупателя требовалось значительно больше денег. Иногда стоимость авто превышала магазинную в 6-7 раз.
  7. Выдающихся граждан страна поощряла, преподнося автомобиль в качестве подарка. Ветераны войны, орденоносцы могли раз в жизни купить авто без очереди. Остальные граждане вынуждены были ждать годами своего транспорта. При этом некоторые даже не мечтали о собственном авто.

Жигули, девушка и горы

Таким образом, по советской статистике ожидание возможности приобрести новое авто занимало 7-10 лет. При этом очередь приходилось постоянно контролировать.

Читайте также

Как продать машину, а не подарить мошенникам: 4 хитрых схемы развода
Продажа автомобиля зачастую связана с довольно крупной суммой денег, поэтому вокруг сделки, как мухи, крутятся всякого рода мошенники. Обмануть продавца пытаются как частные лица, так и организации….

 

Особенности рынка б/у автомобилей

Продажа подержанных машин при Советском Союзе принимала извращенные формы. Кроме того, стоимость автомобилей с пробегом существенно превосходила аналогичные новые экземпляры. Вначале, продавать их можно было только через комиссионные магазины. Именно здесь происходила оценка на основании государственной цены нового авто, износа при эксплуатации.

Советский рынок подержанных авто

Магазин брал себе 7% от суммы продажи, а продавец получал деньги частично внутри «конверта», а остальные через кассу комиссионного магазина. Эти схемы не были выгодными для продавца, поэтому одно и то же авто у владельца оставалось десятилетиями.

До недавнего времени очень популярными были варианты покупки старой машины ВАЗ-2101 70-80-х годов выпуска у какого-нибудь дедушки. При этом авто было в хорошем техническом состоянии.

Белый Запорожец

В СССР было практически нереально найти автовладельца, желающего продать своего верного «железного коня».

Читайте также

Покупка автомобиля у официального дилера: особенности и преимущества
При приобретении нового или подержанного автомобиля важно выбрать надежного продавца. Поэтому лучшим решением будет купить авто в автосалоне, официально представляющем производителя. Это избавит от…

 

Союз сильно отставал по своему экономическому потенциалу от развитых стран Запада. Поэтому население страны на различных уровнях сталкивалось с тотальным дефицитом. Зато только здесь можно было продать бывшую 10 лет в эксплуатации старую машину намного дороже от ее начальной стоимости.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. Артемий

    Автор даже не удосужился узнать, какова была реальная стоимость на авто во времена СССР. Цифра в 20 тысяч советских рублей, вероятно, приснилась автору в ночь на пятницу.

    Ответить
  2. Алекс

    История с коррупцией в комиссионных магазинах надумана. Я покупал машину в Южном порту в Москве в 1975. Приезжал специально с Кубани. Никто никогда не сдавал машину в комиссионку. Машина продавалась на базаре, сторговавшись продавец с покупателем шли в комиссионный магазин “оформлять”. Там можно было назвать заниженную цену, в магазин платили только 7%. Реально машина продавалась по цене выше государственной. Самой машины комиссионный магазин даже не видел, только оформлял документы и брал 7%.

    Ответить