На чем все-таки ездила “Катюша”: мифы и факты о шасси для БМ-13 во Второй мировой

Новости

Одним из символов Второй мировой войны для советских людей стала легендарная «Катюша». Данная установка реактивного залпового огня обеспечивала мощную поддержку в освободительных боях, поэтому она до сих пор ассоциируется с победой.

Серийное производство этих средств поражения началось с первого дня немецкой оккупации, поэтому они прошли всю войну. Данные артиллерийские системы пытались устанавливать на шасси тракторов, танков, автомобилей. Наиболее удачными стали два варианта грузовиков.

ЗИС-6 и другая техника

БМ-13 представляет собой металлическую раму из восьми направляющих рельсов, связанных между собой с помощью сварных лонжеронов. Шестнадцать реактивных мин, каждая из которых весила 42,5 килограмм, размещались на таком основании.

Изначально эта артиллерийская система должна была иметь высокую мобильность, быстро перемещаться по разбитым фронтовым дорогам, нанося сокрушительные удары по противнику в самый неожиданный момент. При этом место атаки должно быть всегда секретным.

Специально для этих целей на базе легендарной довоенной полуторки ЗИС-5 советскими конструкторами был создан автомобиль ЗИС-6:

  1. Повышенную проходимость обеспечивали 6 колес с формулой 6х4. Именно за счет двух задних ведущих мостов машина уверенно преодолевала самое страшное бездорожье, снежные сугробы.
  2. Грузоподъемность составляла 4 тонны.
  3. Этот грузовик получил усиленную раму, увеличенный объем радиатора и вместительный топливный бак емкостью 105 литров.
  4. Машина оснащалась тормозами с вакуумным усилителем. Кроме того, в штатную комплектацию входил компрессор для быстрой подкачки шин.

К сожалению, мощность силового агрегата осталась на уровне все тех же 73 «лошадок». По трассе ЗИС-6 разгонялся до 55 км/час, в то время, как бездорожье преодолевалось со скоростью 10 км/час. При этом в первом случае на 100 километров пути тратилось около 40 литров, а по разбитым проселочным колеям – до 70 литров топлива.

ЗИС-6 с Катюшей

Общая масса автомобиля с полным боекомплектом составляла около восьми тонн. Его обслуживали 5-7 человек.

ЗИС-6 отличался повышенной проходимостью и вполне выдерживал интенсивную стрельбу реактивной системы. Эта версия выпускалась на отечественных заводах тыла до октября 1941 года. За этот промежуток времени было выпущено более 20000 единиц смертоносной техники.

С самого начала военных действий и после прекращения выпуска ЗИС-6 реактивная система «Катюша» устанавливалась на гусеницы, бронепоезда. Однако такие шасси тоже отошли на задний план после появления более мощного американского транспорта.

Читайте также

Авто-символы эпохи спецслужб в СССР: броня, погоня, слежка
Серая советская действительность не отличалась разнообразием и яркостью форм. Серийные марки автомобилей можно было…

 

«Студебеккер»

Уже с 1942 года Советский Союз начал получать масштабную помощь от английских и американских союзников по программе “Ленд-лиз”. Среди них был грузовик Studebaker US-6, отличительной особенностью которого было три ведущих моста.

Studebaker US-6 для Катюши

На то время аналогов такому автомобилю во всем мире не было.

За годы войны СССР получил около двухсот тысяч машин. Именно эти грузовые «вездеходы» стали наиболее удачным вариантом шасси для «Катюши», поэтому такие батареи реактивных установок стали наиболее массовыми. Именно благодаря мощным качественным американским машинам, системы залпового огня получили наилучшую мобильность по тем временам.

Американцы выпускали несколько модификаций модели US-6, которые имели дополнительный ведущий передний мост (6х6), а также обычную колесную формулу 6х4.

Первый вариант был наиболее востребованным среди артиллеристов:

  1. Автомобиль Studebaker US-6 оснащался шестицилиндровым карбюраторным силовым агрегатом мощностью 95 лошадей.
  2. С полной загрузкой по трассе он разгонялся до 70 км/час.
  3. Отличительными особенностями этого грузовика были несравненная проходимость и грузоподъемность. Он мог без проблем преодолевать даже водные препятствия, поскольку имел достаточно большой дорожный просвет.

Все эти качества стали причиной того, что машины стали использовать как шасси для усовершенствованных систем БМ-13Н. Помимо этого, американские грузовики использовались в качестве тягачей, самосвалов, подъемных кранов вплоть до 80-х годов прошлого столетия. «Катюша» на американских колесах воевала до самого конца войны.

Читайте также

Лучший легендарный мотоцикл всех времен из СССР — Ява 350
В Советском Союзе насчитывалось более миллиона мотоциклов Jawa, их часто можно было увидеть не только на улицах, но и в…

 

А как же ЗИС-5 и ЗИС-150

Интересный факт: после войны для создания памятников “Катюшам” часто использовали ЗИС-5 и ЗИС-150. Но причина была, скорее всего, не в незнании истории, а просто в том, что ЗИС-6 не удавалось раздобыть для этих целей.

Например, “Катюша” в Кировограде как раз стояла некоторое время на ЗИС-5, а позже машину отреставрировали для восстановления исторической правды и заново торжественно открыли памятник. Отреставрированный ЗИС-5 в Кировограде

До начала войны в Советском Союзе выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5. Эта машина отлично подходила для перевозки людей, небольших грузов, но в качестве шасси для систем залпового реактивного огня она была явно слабоватой. Силовой агрегат мощностью 73 лошадиные силы расходовал 33 литра бензина на 100 километров пробега.

ЗИС-5 с деревянным кузовом

При этом по асфальту автомобиль мог разгоняться до 60 км/час. Бездорожье он чаще всего не имел сил преодолевать. Из-за того, что установка могла стрелять только в поперечном положении, во время залпов машину сильно раскачивало. Это негативно влияло на точность попадания. По этим причинам на ЗИС-5 никогда не устанавливали систему реактивного залпового огня.

Читайте также

Какой советский грузовик самый проходимый
Грузовые советские автомобили можно и сегодня встретить на автострадах по всей территории РФ, а также на вооружении…

 

Грузовой автомобиль ЗИС-150 должен был прийти на смену легендарной «полуторке» ЗИС-5 еще в конце 30-х годов прошлого века. Это событие отложилось из-за начала войны, поэтому первые опытные образцы стали появляться только в 1944 году. Серийное производство началось лишь с 1947 года. В качестве шасси для легендарной «Катюши» эта машина, конечно, вообще не использовалась.

ЗИС-150 1947 года

Таким образом, знаменитая «Катюша» приобрела наибольшую эффективность и надежность только на американских колесах, которые массово поставлялись в страну по программе “Ленд-лиз”.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. Дмитрий

    “На то время аналогов такому автомобилю во всем мире не было.”
    А теперь Википедия:
    “Грузовики Studebaker US6 почти не состояли на оснащении американской армии. Это произошло из-за того, что их двигатель Hercules JXD не проходил по принятым в те времена стандартам, вследствие чего Studebaker Corporation проиграла конкурс компаниям General Motors и International Harvester. Поэтому большая часть выпускающейся продукции шла в другие страны.”
    Статья, мягко говоря, поверхностная.

    Ответить
  2. андрей

    автор-путаник.

    Ответить
  3. Андрей

    А как же Мормон-Харрингтон, Форд 8?

    Ответить
  4. Николай Сураев

    Автор допустил ошибку. “Полуторкой” называли в народе автомобиль Горьковского автозавода ГАЗ-АА. Грузоподъемность составляла 1,5 тонны.

    Ответить
  5. Кирилл

    А после войны “Катюша” долгое время выпускалась на шасси ЗиС-151 и даже ЗиЛ-157

    Ответить
  6. ВЕТЕР

    РЕАКТИВНЫЕ МИНОМЕТЫ КАТЮША НА АВТОМОБИЛЯХ:
    РСЗО КАТЮША 132 ММ:
    БМ-13-16 =ЗИС-6 1941
    БМ-13Н =STUDEBEKER US6 1943
    БМ-13Н =FORD 1943
    БМ-13Н =CHEVROLET 1943
    БМ-13Н =ЗИС-150 1948
    БМ-13НН =ЗИС-151 1949 1-МОДЕРНИЗАЦИЯ
    БМ-13НМ =ЗИЛ-157 1958 2-МОДЕРНИЗАЦИЯ
    БМ-13НММ =ЗИЛ-131 1966 3-МОДЕРНИЗАЦИЯ
    П.С.: БЕЗ УЧЕТА РСЗО ВАНЮША…

    Ответить
  7. Гость

    “…выпускалась только легендарная «полуторка» в разных модификациях под названием ЗИС-5.” “Полуторка” это ГАЗ-АА, а ЗиС-5 “трехтоннка”, и выпускались они одновременно, а не “только”. Хотя конечно, “у “Студера” мотор втрое”

    Ответить
  8. Гость

    Насколько, это точная информация – на чём все-таки ездила: «Катюша», во Второй мировой?

    Ответить