Тормозная система является основой безопасности любого автомобиля. Постоянный контроль состояния тормозных колодок и их своевременная замена важна для каждого владельца. Определить данные параметры помогают специальные датчики контроля износа фрикционных поверхностей. Чтобы оценить эффективность их работы, важно разобраться в особенностях функционирования.
Как работает датчик тормозов
Большинство автомобилей оснащаются фрикционными тормозными системами. При торможении колодки прижимаются к диску колеса, останавливая его вращение. Накладки изготавливаются из специальных композитных материалов, которые обеспечивают эффективность трения о сталь или чугун. В процессе эксплуатации они интенсивно изнашиваются. Их минимально допустимая толщина составляет 2-6 мм.
Датчик износа представляет собой механическое устройство или электрический щуп. Его главной задачей является контроль состояния тормозных накладок.
Наиболее простую конструкцию имеет механический шумовой датчик, который представляет собой U-образную полоску:
- Один из ее концов немного выступает за контуры колодки.
- Торец устройства располагается на линии критического износа.
- Когда поверхность накладки изнашивается до этого уровня, металл начинает контактировать с железом диска, создавая сильный шум. Это не может проигнорировать никакой водитель.
Электрические (электронные) датчики можно разделить на два типа:
- Одни из них устанавливаются на суппорт рядом с тормозной колодкой.
- Другие интегрируются непосредственно в саму колодку.
Читайте также
Металлический щуп находится на уровне критического износа фрикционной накладки. С индикатором на панели приборов он соединяется проводком. При нормальной толщине тормозной накладки щуп находится далеко от диска, поэтому из-за разорванной электрической цепи индикатор не работает.
На сегодняшний день широкое распространение получили датчики, которые подают два сигнала. Обычно предупреждающий цвет является желтым, критический – красным.
При некотором износе поверхности колодки появляется слабый ток, а в случае критической ситуации из-за контакта металлических поверхностей электрический ток резко возрастает.
Читайте также
Сбои в работе
На практике водители сталкиваются с ошибками при функционировании данных устройств:
- В процессе эксплуатации иногда происходит ложное срабатывание датчика износа тормозных колодок. При этом сами фрикционные поверхности являются абсолютно новыми. Такая ситуация может быть вызвана плохими контактами разъемов, которые загрязняются в процессе езды.
- На большегрузном автомобиле срабатывание датчиков тормозных накладок может быть вызвано тем, что на «ленивце» в районе клеммы попросту перетерлись провода, произошло короткое замыкание. Устранив данную проблему, автомобилист восстановит работоспособность датчиков.
Кроме того, включение индикатора может быть вызвано следующими причинами:
- неисправность датчика ABS;
- включен ручной тормоз;
- не работает стоп-сигнал;
- низкий уровень тормозной жидкости;
- разрыв электрической цепи;
- износ фрикционных накладок.
Кроме перечисленных причин, вызвать сбои в работе может и неправильно установленная сигнализация.
Читайте также
О чем говорят коды ошибок
Помимо цветовой индикации, устройство может показывать различные ошибки в закодированном виде. Кроме классического восклицательного вида на некоторых индикаторах предусматриваются дополнительные уточняющие символы. Чаще всего, высвечивается прямое указание на износ тормозных накладок.
Ошибка может говорить о неисправностях ручного тормоза. Зачастую индикатор сигнализирует о проблемах с электроникой.
Причины сбоев можно уточнить по следующим кодам ошибок:
- EBS03220 означает сбои напряжения питания датчика износа накладок тормозов, состояние давления масла заднего моста слева;
- EBS03221 показывает сигнал левого датчика, модуль давления масла левой части заднего моста;
- EBS03222 недопустимый уровень сигнала датчика тормозной накладки справа, модуль регулировки давления заднего моста;
- EBS03272 превышение нормы сигнала датчика износа тормозных колодок справа, давления заднего моста справа.
Таким образом, датчик помогает следить за состоянием тормозных колодок. С другой стороны, точность и ценность показаний остается под большим вопросом.