Тормозная система современных автомобилей состоит из вращающегося диска и неподвижных тормозных колодок, которые притормаживают движение давлением на диск с обеих сторон. Геометрия движущегося элемента тормозов должна быть практически идеальной. В противном случае эффективность торможения значительно снижается.
Кривизна поверхности тормозных элементов представляет опасность для жизни и здоровья автомобилистов, поэтому их состояние требуется регулярно контролировать. В случае нарушения функциональности нужно производить замену.
Но часто СТО, имеющие соответствующее оборудование, советуют более дешевый выход из ситуации – проточку тормозных дисков. Выгода мастерских понятна, но стоит ли овчинка выделки для водителя?
Зачем протачивают диски
Тормозной путь при деформации дисков увеличивается до 20 метров, поэтому состояние этих элементов требует постоянного внимания. Особенно важно делать это на современных авто с системами АБС, ПБС, поскольку здесь от согласованных действий всех элементов тормозной системы зависит безопасность водителя, пассажиров. Это будет полностью определяться водительским мастерством человека, управляющего авто на скользкой дороге.
Если поверхность дисков шероховатая и неровная, то даже замена тормозных колодок не даст нужного результата до тех пор, пока они не притрутся.
В случае появления вибраций автомобиля, а также педали тормоза нужно незамедлительно проверить тормозную систему.
В случае нарушения геометрии дисков многие СТО советуют проточку. Большинство производителей рекомендуют менять эти элементы тормозной системы только после 80 тысяч километров пробега, поэтому ремонт этих частей можно считать, вроде бы, оправданным.
Читайте также
Риски и допустимые значения
Прежде чем соглашаться на предложение мастеров, важно убедиться в том, что такая процедура вообще имеет смысл, поскольку иногда поможет только их замена:
- Если имеются трещины, сколы в основании, то такие элементы лучше выбросить на свалку. В противном случае тормоза могут просто развалиться во время езды, спровоцировав ДТП.
- Очень внимательно нужно подходить к ремонту, когда толщина диска является минимальной, поскольку тонкий металл будет нагреваться быстрее.
- После проточки машину рекомендуется эксплуатировать исключительно в щадящем режиме.
Несмотря на описанные выше ограничения, мастерские с токарными станками советуют протачивать тормозные диски практически по любому поводу.
Перед проточкой важно определить толщину этих элементов после работы с ними.
Допустимые значения:
- для продукции с вентиляцией составляют 0,5-0,6 см;
- для разновидностей без вентиляции – 0,8-0,9 см.
Только после предварительных расчетов начинается работа на токарном станке. Такой агрегат самостоятельно вращает ступицу, срезая с помощью резцов, которые движутся от центра к периферии, тонкий слой металла. Чаще всего деталь обрабатывается за два-три таких прохода.
Перед началом проточки мастер должен внимательно обследовать не только состояние самого диска, но и ступичный подшипник. Если у последнего существует люфт, то делать проточку не имеет смысла. После проведения процедуры проверяется величина биения, уровень коррозии, остаточная толщина обрабатываемой детали. Кроме того, требуется заменить старые тормозные колодки.
Наиболее часто диски изготавливаются из чугуна. Этот металл меняет свойства под воздействием резких перепадов температур. Из-за этого рабочая поверхность коробится, повреждается его внутренняя структура.
В результате обработки на станке снимается только верхний слой, но после нескольких жестких торможений этот элемент может опять «повести». Убитый диск в процессе обработки может выявить только специалист очень высокой квалификации.
Читайте также
Так стоит ли рисковать?
У тормозного диска существует минимально допустимый остаток по толщине и весу. Уменьшение веса отрицательно скажется на тепловых характеристиках. Поэтому на машинах премиального класса или спортивных авто используются именно массивные элементы.
Кроме того, проточка снимает только верхний слой металла, а волнообразные изменения происходят по всей его толще, напрямую влияя на структуру. Таким образом, после проточки данные элементы системы тормозов могут проработать максимум 10000 километров пробега.
Читайте также
Взвешивая все аргументы «за» и «против», можно прийти к логичному выводу о том, что лучше потратиться на новые детали тормозной системы, чем рисковать безопасностью при управлении авто.