МКПП для чайников: прицип работы механики по-простому

Советы автомобилисту

Этот агрегат предназначается для передачи и изменения крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам механическим способом. МКПП является самым популярным механизмом, который отличается надежностью, эффективностью, выносливостью, долговечностью. Практичность такой конструкции доказало время. С другой стороны, управлять автомобилем с механической трансмиссией достаточно сложно для новичков. Для этого требуются определенные навыки, умения.

Что такое МКПП – конструкция устройства и как выглядит

Механическая коробка передач является центральной частью трансмиссии, которая с минимальными затратами передает энергию вращения от силового агрегата на колеса.

Ручка МКПП

Переключение скорости осуществляется с помощью сцепления, которое соединяет или разъединяет крутящиеся шестерни, расположенные на параллельно расположенных валах. Эти детали имеют разные размеры и количество зубьев, соотношение которых в паре определяет передаточное число.

В зависимости от типа, МКПП имеет следующие составляющие части:

  • ведущий, ведомый, промежуточный вал с шестернями разных размеров;
  • картер для трансмиссионной смазки;
  • синхронизаторы внутри муфт;
  • дифференциал;
  • ручку переключения.

Все МКПП может оснащаться двумя или тремя валами.

Устройство механической коробки передач

Оси валов коробки передач располагаются параллельно друг другу. Первичный вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления. На его противоположном конце расположен подшипник, через который присоединяется вторичный (ведомый) вал.

Как работает механическая коробка передач

Читайте также

Мифы о DSG-коробках — стоит ли с ними связываться?
О коробках переключения передач DSG среди водителей существует множество мифов, легенд, ложных мнений. Роботизированная трансмиссия у многих ассоциируется со сложностью конструкции, неизбежными…

 

Принцип работы механической коробки передач для чайников – просто о сложном

Данный агрегат предназначается для включения вручную выбранной передачи. За счет изменения передаточного числа энергия работающего двигателя максимально приспосабливается к ведущим колесам. Сами валы вращаются внутри подшипников, чувствительно реагируя на изменения работы двигателя при переключении передачи.

Как работает двухвальная МКПП

Данная коробка характеризуется наличием только двух валов. Один из них через маховик и корзину сцепления соединяется с двигателем, а другой передает крутящий момент непосредственно ведущим колесам. Такого типа компактными коробками оснащается большинство современных автомобилей, тяжелых мотоциклов. Оба вала располагаются параллельно друг другу.

Двухвальная МКПП

Передаточное число выбирается ручкой, которая связана с шестернями системой из троса, штоков с вилкой, рычагов, синхронизаторов.

Именно этими элементами нагрузка передается непосредственно на рычаг, который включает выбранную скорость. Это происходит с помощью синхронизаторов, которые выравнивают угловые скорости оси и конкретной шестерни, блокируя ее.

Такие условия необходимы для плавной передачи вращения с ведущего на ведомый вал. При нейтральном положении коробки шестеренки обоих валов в сцепленном состоянии свободно вращаются вокруг своих осей.

Особенности работы трехвальной МКПП

Здесь используется три вида валов. Появляется промежуточный элемент с жестко закрепленными шестернями. Ведущая шестерня первичного вала раскручивает его. На ведомом валу располагаются синхронизаторы с муфтами, которые двигаются в продольном направлении. При включении скорости они блокируют нужную шестерню. Все валы входят в зацепление и начинают вращаться. Машина начинает движение.

Ттрехвальная МКПП

Что делает синхронизатор

Синхронизаторы обеспечивают снижение шумности, нагрузки на шестерни. Во время переключения передачи муфта синхронизатора смещается продольно по направлению к нужной шестеренке.

Усилие направляется на ее блокировочное кольцо, которое останавливает этот элемент. Таким образом, главное предназначение синхронизатора – это выравнивание угловых скоростей шестерни и вала. За счет этого и происходит включение скорости без резких ударов.

Синхронизатор МКПП

О преимуществах и недостатках

Машины с механической трансмиссией до сих пор являются популярными благодаря следующим преимуществам:

  • отличная динамика автомобиля, возможность самостоятельно выбирать манеру езды;
  • легкий запуск двигателя «с толкача»;
  • машину можно буксировать с выключенным двигателем на большие расстояния;
  • компактные размеры, небольшой вес по сравнению с автоматической коробкой;
  • простота и надежность конструкции;
  • большой эксплуатационный ресурс;
  • относительно недорогое обслуживание и ремонт;
  • экономия топлива.

Валы МКПП

Наряду с видимыми преимуществами, механическая коробка переключения передач имеет и видимые недостатки:

  • вероятность снижения ресурса двигателя из-за неправильного переключения скоростей на неправильных оборотах;
  • сложности управления авто для начинающих водителей;
  • потеря мощности силового агрегата при медленном переключении скоростей;
  • высокая вероятность выхода из строя сцепления при пробуксовках;
  • более низкая плавность хода, комфортабельность по сравнению с АКПП.

Читайте также

Отказы при переключении передач без других признаков: причины
Механические поломки автомобиля сопровождаются различными проявлениями в виде посторонних вибраций, звуков. Неисправности внутри коробки переключения передач не всегда сопровождаются посторонними…

 

Как новичку научиться управлять механикой

При обучении вождению на автомобиле с  механической трансмиссией требуется тренировать определенные навыки и умения. В первую очередь это касается умения плавно отпускать педаль сцепления, одновременно добавляя газ. При этом перемещать ручку переключения передач следует достаточно быстро. Схема переключения передач находится на внешней стороне ручки селектора.

Начинать можно с выработки привычки правильного запуска двигателя машины с механикой. Здесь нужно придерживаться такой последовательности:

  • выжать до упора педаль сцепления, перевести рычаг в нейтральное положение, когда ручка будет свободно двигаться в разных направлениях;
  • при необходимости поставить авто на ручной тормоз или нажать педаль для исключения произвольного движения под уклон;
  •  при выжатом сцеплении повернуть ключ внутри замка зажигания и отпустить его.

Перед началом езды нужно усвоить некоторые теоретические моменты. Например, при переключении скоростей нужно ориентироваться на тахометр. При переключении на более высокую передачу нужно раскрутить обороты дизельного мотора до 1500-2000 оборотов, а бензинового двигателя до 2000-2500 оборотов в минуту.

Устройство коробки механики

Нужно потренироваться переключать передачи, придерживаясь следующего алгоритма:

  • отпустить педаль акселератора;
  • выжать сцепление до упора;
  • переместить рычаг переключения передач в выбранное положение;
  • аккуратно и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно добавляя газ.

В процессе эксплуатации автомобиля важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла внутри коробки переключения передач. Кроме того, нужно вовремя менять смазку.

Для начала движения нужно медленно и плавно отпускать сцепление, нажимая потихоньку на педаль газа. Следует помнить, что первая скорость нужна только для того, чтобы тронуться с места.

Читайте также

Можно ли заменить АКПП на МКПП и наоборот
Современные автомобили оснащаются механической или автоматической трансмиссией. Оба варианта имеют свои преимущества, а также недостатки. Автомат ассоциируется с комфортом при езде по загруженным…

 

Таким образом, традиционная механическая коробка передач и сегодня не теряет своей популярности. Она имеет свои недостатки и преимущества, поэтому каждый автомобилист может сделать свой выбор. Для любителей комфорта при постоянной езде в городском режиме лучше подойдет современный автомобиль с АКПП. С другой стороны, механика является более практичной, выносливой для машин, которые эксплуатируются в более жестких режимах.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.