- Что такое рабочая температура двигателя автомобиля и какая считается нормальной
- Как определяется рабочий диапазон
- Как зависит рабочая температура от типа ДВС
- Оптимальные значения для машин АвтоВАЗ – Приоры, ВАЗ 2114 и других
- Температура двигателя ниже нормы
- Причины
- Есть ли угроза, если температура двигателя не поднимается до рабочего уровня
- О чем говорит перегрев
- Почему повышается температура
- Возможные последствия
- При какой температуре можно начинать движение
Важнейшей задачей системы охлаждения является поддержание стабильной рабочей температуры двигателя. От этого напрямую зависит его мощность, приемистость, расход топлива, качество смесеобразования. Каждый силовой агрегат имеет свое оптимальное температурное значение. После прогрева оптимизируется работа системы смазки, ГРМ, управления впрыском. Перегрев движка может привести к его серьезным поломкам, поэтому важно контролировать данные значения на постоянной основе.
Что такое рабочая температура двигателя автомобиля и какая считается нормальной
При сгорании воздушно-топливной смеси внутри цилиндров двигателя без дополнительных способов защиты температура достигает 2000 градусов тепла. Это может привести к деформациям металла из-за его расширения.
Для предотвращения таких ситуаций в конструкции любого авто предусмотрена система охлаждения, которая отводит лишнее тепло. Благодаря ее работе, тепловой режим поддерживается на уровне 80-90 градусов Цельсия. Для каждого конкретного мотора нормальная рабочая температура отличается.
Средние значения составляют 75-105 градусов.
Самые современные двигатели предназначаются для работы в диапазоне температур 115-130 градусов Цельсия на холостых оборотах. Это благоприятно влияет на экономичность, чистоту выхлопа. С другой стороны, эксплуатационный ресурс такого мотора значительно снижается. Для современных силовых агрегатов на фоне автомобильного перепроизводства данный параметр имеет меньшее значение.
Самые современные автомобили оснащаются вентиляторами с несколькими скоростями работы. При этом работают они под контролем электронного блока управления, который активирует их, ориентируясь на нагрузку, скорость, другие условия.
Кроме того, большинство машин имеют регулируемый термостат, который функционирует в двух режимах. Работа целостной системы охлаждения контролируется и управляется электроникой.
Любые отклонения могут свидетельствовать о каких-либо неисправностях. При таких обстоятельствах нужно постараться как можно быстрее выяснить причину проблемы.
Читайте также
Как определяется рабочий диапазон
Коэффициент полезного действия (КПД) является одной из важнейших характеристик двигателя внутреннего сгорания. От этого параметра напрямую зависит экономичность, мощность, динамика автомобиля. КПД тесно связан с рабочей температурой. Эффективность работы силового агрегата улучшается с увеличением нагрева.
С другой стороны, бесконечно повышать температуру мотора нельзя, поскольку из-за расширения металла это может привести к необратимым последствиям. В первых моделях автомобилей использовалось воздушное охлаждение.
Но только водяное охлаждение дает возможность создавать системы высокой эффективности, которые могут точно стабилизировать температурный режим. Это достигается за счет изменения химического состава антифриза, увеличения давления внутри системы охлаждения.
Эти технологии позволили увеличить рабочую температуру до 110 градусов Цельсия. Следует учитывать, что при уменьшении давления охлаждающая жидкость может мгновенно закипеть. Поэтому на работающем авто ни в коем случае нельзя выкручивать пробку радиатора.
Как зависит рабочая температура от типа ДВС
Рабочая температура зависит от особенностей конструкции конкретного силового агрегата:
- Устройства с воздушным охлаждением характеризуются самой высокой рабочей температурой. Здесь радиатор может нагреваться до 200 градусов. Наиболее интенсивно такой силовой агрегат охлаждается во время движения автомобиля. При езде в городском цикле с постоянными торможениями, остановками на светофоре такое транспортное средство часто перегревается.
- Моторы с открытой системой водяного охлаждения устанавливаются на катера, лодки. Они погружаются прямо в воду. Во время работы вода снаружи попадает внутрь системы, а затем выводится во внешнюю среду. Здесь силовой агрегат не перегревается из-за интенсивного охлаждения.
- Особенностью дизельных устройств является высокая компрессия внутри цилиндров. Благодаря этому, происходит воспламенение смеси воздуха и солярки. Здесь используются радиаторы больших размеров, поскольку во время работы зачастую такой движок нагревается больше, чем на 100 градусов.
- Карбюраторные движки в норме имеют рабочую температуру 85-97 градусов.
- Двигатели с принудительным впрыском топлива работают при 95-114 градусов. При этом давление антифриза должно быть не меньше 3 атмосфер.
Оптимальные значения для машин АвтоВАЗ – Приоры, ВАЗ 2114 и других
Для силовых агрегатов современных автомобилей этой легендарной российской марки рабочим диапазоном считаются температуры 87-103 градуса. При снижении показателей будет теряться динамика и мощность. В противном случае произойдет закипание охлаждающей жидкости.
При нарушении нормальных показателей нужно принимать безотлагательные меры. В первую очередь нужно проверить исправность узлов и деталей системы охлаждения. Температурные колебания с большой вероятностью приведут к поломкам разных систем двигателя.
Для модели Лада Приора, ВАЗ-2114 оптимальной рабочей температурой мотора является 95 градусов при движении на скорости 80 км/час. При повышении температуры до 100 градусов конструкцией авто предусмотрен вентилятор.
Читайте также
Температура двигателя ниже нормы
Недостаточный прогрев негативно сказывается на работоспособности авто. Топливо при контакте с холодными стенками цилиндров образует конденсат, который попадает внутрь картера, разбавляя моторное масло.
В результате процессы износа трущихся поверхностей заметно активизируются (это шейки распределительного, коленчатого, промежуточного вала, вкладыши, поршни, стенки цилиндров). Кроме того, растет расход топлива, теряется мощность, приемистость мотора.
Причины
При эксплуатации автомобиля в условиях низких температур можно столкнуться с переохлаждением двигателя.
Такое явление может быть вызвано следующими причинами:
- заклиниванием открытого клапана термостата;
- нештатным датчиком температуры, неподходящим или неисправным термостатом;
- постоянными поездками в условиях мороза на короткие расстояния;
- неправильным смешиванием антифриза с водой;
- чрезмерным охлаждением вентилятора;
- недостаточным прогревом мотора перед началом движения.
Есть ли угроза, если температура двигателя не поднимается до рабочего уровня
Езда при таких условиях может привести к таким неблагоприятным последствиям:
- замерзанию воды внутри системы охлаждения – такая ситуация из-за прекращения циркуляции в дальнейшем может привести к перегреву мотора;
- нарушению работы обогрева салона, который быстро остывает;
- замерзанию системы питания двигателя включительно со свечами зажигания, жиклером.
Таким образом, непрогретый мотор из-за повышенного трения может достаточно быстро выйти из строя.
Читайте также
О чем говорит перегрев
Слишком высокая температура двигателя может быть вызвана поломками элементов системы охлаждения, загрязнением ее рубашки.
Почему повышается температура
Самой распространенной проблемой можно считать недостаток охлаждающей жидкости, которая должна эффективно отводить тепло от сильно нагретых деталей. При таких ситуациях лучше долить антифриз. Если такой возможности нет, то рекомендуется включить обогрев салона для отвода лишнего тепла.
Проблема может возникать из-за поломки электрического вентилятора. Здесь могут окислиться контакты, сгореть реле, сломаться датчик. Для диагностики можно снять с вентилятора разъемы, подсоединить их напрямую к аккумуляторной батарее.
Температура мотора может повышаться из-за выхода из строя термостата, когда охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу внутри самого двигателя. Также перегрев может возникать из-за засорения системы охлаждения, пробоя прокладки ГБЦ, неправильного закрытия жалюзи радиатора при теплой погоде.
Возможные последствия
При перегреве может произойти заклинивание двигателя. К этому приводит кипение, испарение охлаждающей жидкости. По этой причине металл расширяется, детали деформируются, изменяя нормальные размеры, форму деталей, которые двигаются.
Максимальный уровень нагрева определяется видом и свойствами антифриза. Кроме того, из-за перегрева может разрушиться радиатор, расплавиться электрическая проводка.
Читайте также
При какой температуре можно начинать движение
При прогреве мотора нужно ориентироваться на его температуру, обороты и на другие косвенные показатели, которые определяются на уровне звука и вибраций.
Нужно дождаться, чтобы двигатель прогрелся хотя бы до 50 градусов. На это потребуется всего лишь до 2-3 минут. Здесь не рекомендуется спешить. Если прогревать мотор до этого значения, то реально ощутимо увеличить его ресурс.
Можно ориентироваться и на обороты. Здесь нужно к рекомендованному нормальному показателю для конкретного авто добавить 200 оборотов/минуту. Только после этого можно начинать движение. Еще важно не давить сильно на газ, поскольку это может навредить двигателю.
В процессе прогрева мотора рекомендуется ориентироваться на собственные ощущения. Например, желательно обратить внимание на работу печки. Если идущий из нее поток воздуха стал холодным, а внутри салона стало заметно теплее, то это свидетельствует о том, что двигатель уже прогрелся до рабочей температуры. При таких обстоятельствах можно смело начинать движение.
Читайте также
Таким образом, во время управления авто ни в коем случае нельзя игнорировать температуру охлаждающей жидкости и не забывать ориентироваться на рекомендованные показатели для конкретного авто.