Кто должен уступить по ПДД по правилу правой руки и когда это не работает

ПДД

В процессе управления автомобилем каждый водитель должен строго следовать правилам дорожного движения. Это повышает безопасность, позволяет предотвратить аварийные ситуации и ДТП. Среди автомобилистов широкую популярность получило понятие «правило правой руки» или «помеха справа». Несмотря на видимую простоту, его применение в некоторых ситуациях вызывает затруднения. Поэтому важно разобраться, когда оно работает, а когда – нет.

Что такое помеха справа и кто по правилам должен уступить дорогу

Сразу после получения водительских прав новичок руководствуется важнейшими правилами езды. Некоторые из них он изучает в процессе обучения, другие усваивает из опыта общения с бывалыми автомобилистами. Правило правой руки является признанным в кругу многих водителей.

Как понять правило

Это понятие скрывает за собой требование, которое обязывает водителя пропустить находящийся справа автомобиль. Несмотря на видимую простоту, его частенько нарушают.

Например, это происходит на больших парковках, где рядами расположены парковочные места, между которыми перпендикулярно проходят проездные полосы движения. Находясь на такой дороге, многие водители чувствуют себя на главной дороге, поэтому игнорируют тех, кто выезжает сбоку с парковочных мест.

На самом деле, по правилам дорожного движения вся территория стоянки является равнозначной. Здесь нет главной или второстепенной дороги. При таких обстоятельствах следует опираться на пункт 8.9 ПДД, согласно которому при пересечении траекторий двух транспортных средств нужно придерживаться правила «правой руки».

Таким образом, водитель на центральной дорожке должен уступить проезд выезжающему со стоянки автомобилю.

Прилегающие территории, жилые массивы и проходящие по ним выездные дороги являются второстепенными по отношению к проходящим мимо городским магистралям. Поэтому здесь водителям, управляющим авто по центральной части, не нужно пропускать выезжающих из прилегающих территорий.

Поворот после пешеходного перехода
Пропускать находящийся справа автомобиль нужно при условии равнозначных дорог.

Когда применяется

Если в городе с помощью дорожных знаков, разметки отмечены все пересекающиеся направления, то никаких трудностей с правилом правой руки не возникает. На практике зачастую водители сталкиваются с непонятными ситуациями, которые могут вызвать кратковременное замешательство. Это усугубляется некоторыми стереотипами восприятия автомобилистов. Например, многие думают, что на Т-образном перекрестке прямолинейное движение имеет преимущество. На самом деле, это далеко не так.

Поворот направо на перекресткеПри сужении проезжей части траектории движения транспортных средств обычно пересекаются. Если параллельно движутся два равнозначных транспортных средства, то одно из них должно уступить дорогу другому.

При отсутствии знаков и разметки здесь могут возникать непонятные ситуации. Нередко водитель левой полосы чувствует свое преимущество и попросту выдавливает авто справа. На самом деле, здесь нужно ориентироваться на помеху справа, поскольку автомобили находятся в равных условиях.

Правило правой руки работает при отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров, которые определяют очередность проезда.

Правила проезда равнозначного перекресткаСледует помнить, что трамваи имеют преимущество почти во всех случаях пересечения траекторий транспортных средств. Единственным исключением является их выезд из депо, поскольку здесь речь идет о прилегающей территории.

Таким образом, желательно всегда уступать машинам, которые находятся справа. Чаще всего траектории движения пересекаются на перекрестках.

Читайте также

Понятия “помеха справа” не существует в ПДД! Миф о котором никто не знает
Каждый водитель знаком с универсальным правилом «правой руки». Однако в реальности ПДД не содержат четких норм, обязующих водителя транспортного средства, едущего слева, в обязательном порядке…

 

Есть ли такой пункт в ПДД

Понятие «помеха справа» не прописывается в правилах дорожного движения, поэтому оно считается народным. На самом деле, положения «правила правой руки» описывают целых 3 пункта правил:

  1. Согласно пункту 13.11 ПДД, придерживаться данного требования следует при проезде перекрестка равнозначных дорог. Исключением является проезд участков с круговым движением. Здесь преимущество имеет то автомобиль, который находится уже на кольце. При этом отсутствие знаков приоритета не имеет значения. В этом случае главное – наличие знака 4.3 «Круговое движение».Проезд по круговому перекрестку
  2. В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при одновременном перестроении во время движения по многополосным магистралям нужно пропускать автомобиль, который находится справа.
  3. При одновременном развороте по разным траекториям, парковочных разъездам нужно пропускать авто, находящееся справа. Об этом говорит пункт 8.9 ПДД.

Читайте также

Как развернуться на Т-образном перекрестке по ПДД — порядок действий
Различные пересечения дорог для молодых водителей являются иногда настоящим испытанием. Особенно трудно развернуться на нерегулируемых перекрестках. При таких ситуациях не всегда понятен порядок…

 

Правило правой руки и сложные ситуации ПДД

Дорога состоит из участков различной сложности. Например, в городских условиях часто встречаются пересечения траекторий движения нескольких транспортных средств. Для безопасного преодоления некоторых из них следует учитывать помехи справа.

На равнозначном перекрестке

При проезде пересечения равноценных дорог водитель обязан пропустить автомобиль, который находится справа. Это прописано пунктом 13.11 ПДД. Данное положение распространяется только на перекрестки, где отсутствуют светофоры, регулировщики, дорожные знаки, которые устанавливают очередность проезда.

Схема проезда Т-образного перекрестка
Другими словами, правило правой руки действует по отношению к нерегулируемым перекресткам.

Такой тип перекрестка можно определить в следующих случаях:

  • при наличии дорожного знака «пересечение равнозначных дорог»;
  • стоящего на обочине указателя, который обозначает окончание главной дороги;
  • когда нет каких-либо знаков приоритета.

Таким образом, правило помехи справа можно применять на перекрестке в случае, если он нерегулируемый, а пути являются равнозначными. Если здесь присутствуют указатели, знаки, нанесена соответствующая разметка, то нужно при движении ориентироваться на них.

На повороте налево

Помеха справа абсолютно никак не соотносится с поворотом налево или разворотом.

Согласно пункту 13.12 ПДД, водитель колесного транспортного средства при поворачивании налево или развороте обязан пропустить все, что движется навстречу по равнозначной дороге прямолинейно или направо.

Даже водители встречных трамваев должны руководствоваться этим принципом. Таким образом, правила дорожного движения для таких маневров не предусматривают использование понятия «помеха справа».

Поворот налево на дороге

При перестроении

Во время движения по дороге с несколькими полосами автомобиль может менять их. При выполнении перестроения важно соблюдать требования безопасности. Для этого лучше придерживаться правил дорожного движения. При простом перестроении водитель должен пропускать абсолютно все транспортные средства, которые движутся в попутном направлении по определенной полосе без изменения направления.

«Правило правой руки» начинает действовать при одновременном изменении полосы движения двумя автомобилями. Здесь следует пропускать транспортное средство, которое находится справа. При этом не имеет значения, находятся ли авто на одном уровне или одно впереди другого.

Правила перестроения прописываются в разделе 10 ПДД.

Здесь особое внимание уделяется безопасности. Перед выполнением этого действия водитель должен обязательно убедиться в том, что он не создает препятствий и помех для движения другого транспорта. Для предупреждения других нужно обязательно использовать указатели поворота.

Простое и сложное перестроениеЛевый автомобиль не может перестраиваться, если это заставит другого водителя резко тормозить или менять направление движения.

Читайте также

Сужение двух полос в одну: кто виноват в случае ДТП?
Если дорожное движение организовано правильно, то сужение дороги обозначается с помощью соответствующих знаков и разметки. В реальной жизни водители нередко попадают внутрь дорожного «горлышка»…

 

Когда не работает

В повседневной жизни водители практически всегда придерживаются «правила правой руки». С другой стороны, бывают ситуации, когда это не действует. Например, на равнозначном пересечении дорог могут оказаться одновременно подъехавшие со всех сторон автомобили. Теоретически, каждый водитель может претендовать на право первоочередного проезда, поскольку слева от него находится другое авто.

Чтобы благополучно разъехаться при таких неоднозначных обстоятельствах, водителям нужно найти оптимальное решение. Здесь кто-то должен уступить, пропуская другого участника движения миганием фар.

Проезд равнозначного перекрестка со всех сторонКак только один автомобиль проедет перекресток, остальные водители быстро сориентируются и смогут без труда разъехаться в нужных направлениях. Встречные автомобили могут проехать одновременно.

С другой стороны, после проезда хотя бы одной машины разобраться станет легче. Здесь на первый план выходит способность водителей эффективно общаться на дороге.

Читайте также

3 случая 2021 года, когда разворот через прерывистую грозит штрафом
Аккуратный законопослушный водитель старается не нарушать ПДД. Если полосы движения в разных направлениях разделяются сплошной линией, то он не станет пересекать ее. При необходимости развернуться…

 

Таким образом, приближаясь к нерегулируемому пересечению равноценных дорог, нужно быть готовым уступить дорогу автомобилю, который подъезжает справа. С другой стороны, если вы уверены в своем преимуществе, то все равно желательно проявлять определенную осторожность. Восприятие ситуации людей за рулем может не совпадать. Да и не стоит забывать о “правиле трех Д” (Дай Дорогу Дураку), которое часто спасает жизнь.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.