По уровню ДТП на дорогах Россия занимает далеко не последнее место в мире. В 2019 году уже зафиксировано 168 146 происшествий, в которых пострадали люди. Конечно, большое значение имеет состояние дорог, но многое зависит и от водителя. Государству удалось достичь положительной динамики путем нововведений в нормативно-правовые акты, а также создания более удобных и быстрых процессов взаимодействия с водителями.
Так, зарегистрировать автомобиль можно всего за час, имея необходимые документы, а ОСАГО оформить через Интернет. Также автовладелец может получить льготы за безаварийный период езды. Такую важную процедуру, как страхование ТС, необходимо провести как можно быстрее после его покупки. Чтобы узнать точные сроки и порядок оформления полиса, а также прояснить вопрос, нужна ли эта страховка для регистрации купленного автомобиля в ГИБДД, следует обратиться к закону.
Правовое обоснование обязательного страхования ТС и регистрации в ГИБДД
Основным документом, регулирующим вопрос обязательного страхования, является Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 N 40-ФЗ (последняя редакция). В нем можно найти ответы на все вопросы, связанные с ОСАГО.
Ст. 4 не только содержит пункт об обязательном страховании, но и также указывает, на какой вид ТС он не распространяется.
П.4 ст. 10 оговаривает возможность прервать договор раньше срока и потребовать компенсацию за тот период, который был не использован.
Ст. 7 определяет максимальную сумму, которая может быть выплачена в страховом случае. Это 400 000 рублей при нанесении вреда имуществу, и 500 000, если пострадал человек.
О том, что без страхового полиса невозможна постановка автомобиля на учет, можно прочитать в п.4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (ред. от 06.10.2017) “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации”.
Но внесенные изменения в Приказ МВД России от 20.03.2017 N 139 (ред. от 26.06.2018) “О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств” (Зарегистрировано в Минюсте России 29.06.2017 N 47214) дают право водителю не предъявлять бумажную версию по запросу инспектора, так как проверка может осуществляться через электронную систему.
Читайте также
Нужна ли страховка при регистрации автомобиля в ГИБДД
После того, как автовладелец становится хозяином транспортного средства, он имеет право свободно на нем передвигаться без страховки только в течение 10 дней. В течение этого периода он должен оформить все документы на авто, получить полис и поставить машину на учет.
Нововведения в законе и электронные версии обязательного документа позволили водителям не возить с собой оригинал, так как инспектор проверяет наличие через информационные системы. Но учитывая то, что электронные базы только совершенствуются, полис лучше все же иметь на руках.
Необходимые документы
Для любых процедур, связанных с оформлением собственности, собирают пакет документов. Для регистрации автомобиля нужно предоставить:
- заполненный бланк-заявление;
- документ, подтверждающий совершение сделки купли-продажи как между физическими лицами, так и между покупателем и салоном. Если сохранилась квитанция оплаты, то лучше приложить и ее;
- оформленный ПТС по стандартам на 2019 год;
- гражданский паспорт автовладельца;
- полис ОСАГО;
- чек с оплатой госпошлины.
Оформить машину в Госавтоинспекции нужно в течение 10 дней после покупки. Если эти временные рамки были нарушены, то водитель привлекается к административной ответственности, которая заключается в наложении на него штрафа в сумме 2000 рублей.
Процедура регистрации
Чтобы поставить автомобиль на учет, нужно пройти следующую процедуру:
- Записаться на прием в ГИБДД. Сделать это можно несколькими способами: лично посетить учреждение и взять талон на очередь; через сайт «Госуслуги», где также сразу оформляется заявление, заполняются необходимые данные, прикрепляются копии документов и даже оплачивается госпошлина со скидкой в 30%.
- Оформить страховой полис в любой компании по собственному выбору. Также купить страховку можно через интернет или в автосалоне.
- Оплата госпошлины. Можно это сделать через сайт Госуслуг, через терминал в отделении Госавтоинспекции, в банке или через обычные терминалы, зная расчетный счет.
- Сбор документов.
- Посещение ГИБДД в указанную дату и время.
- Проверка документации на подлинность и правильность заполнения\оформления.
- Визуальный осмотр автомобиля инспектором.
- Выдача номеров и занесение информации в базу данных.
В ГИБДД установлен тайминг, согласно которому время проверки не должно превышать 1 час, но практика показывает, что этот срок может растянуться до 3 часов.
Читайте также
Можно ли зарегистрировать авто без страховки
Постановка ТС на учет производится по определенному алгоритму и при наличии готовых бумаг и справок. Некоторые изменения в законе позволяют водителям не возить с собой бумажный полис.
Изменения от 10 июля 2017 года
Приказ МВД России от 20 марта 2017 г. № 139 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрации транспортных средств», который вступил в силу 10 июля, исключил полис ОСАГО из перечня документов, необходимых к предъявлению при регистрации авто. Наличие страховки так и осталось обязательным для передвижения и оформления машин, просто наличие внутренней системы электронной проверки дает возможность водителю не показывать оригинал или копию с него.
https://www.youtube.com/watch?v=wDSSMMA3nPE
Наказание за отсутствие страховки
Отсутствие автогражданки относится к административному правонарушению и попадает под ст.12.37 КоАП РФ. Согласно ей, водитель оплатит штраф 800 рублей при полном отсутствии документа, или 500 рублей, если его автомобилем управляет человек, который не вписан в полис на момент остановки инспектором.
Штраф необходимо оплачивать в полном объеме, на него не действуют никакие льготные периоды. А накладываться он может повторно (и не раз) в тот же день, если это же нарушение зафиксирует другой инспектор.
Читайте также
Подходит ли страховка, которая осталась от прошлого хозяина
Решение о том, что делать с полисом ОСАГО, срок которого не истек, принимает его собственник.
Есть два варианта:
- документ остается у первоначального собственника. Наиболее логичный и часто используемый способ. Владелец может написать заявление о досрочном прекращении договора и получить компенсацию за неиспользованный срок. Это оговорено в ст.10 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”;
На заметку! Выплата рассчитывается с момента регистрации заявления, поэтому лучше сразу его писать вместе с договором купли-продажи.
- полис переходит к новому владельцу. Сразу внесем уточнение, что этот вариант не всегда возможен, так как многие организации просто отказывают в такой услуге, настаивая на том, что новый хозяин должен оформлять новый договор. Но если обстоятельства складываются так, что нужно оставить ОСАГО, то вносится изменение в действующую страховку. Нужно переписать графу «Собственник» и внести новую фамилию в круг лиц, которые могут управлять ТС.
Читайте также
Распространенные вопросы
Период составляет 10 дней. При остановке сотрудником Госавтоинспекции нужно предъявить документ о покупке, где дата не превышает этот срок. Однако если машина попадет в ДТП, то вся материальная ответственность ложится на собственника.
Нет, не нужна. Но она требуется во время движения транспорта, поэтому если на пути к ГИБДД машину остановит инспектор, то владельцу грозит штраф.
Покупка машины всегда сопровождается сбором необходимых бумаг, так как водитель становится участником дорожного движения и несет ответственность за действия на дороге. В ГИБДД обязательно проверяют не только технические характеристики авто, но и страховой полис, который обеспечит выплату компенсации пострадавшей стороне в случае ДТП.
Процедуры существенно облегчились с введением различных новшеств в законодательство, в том числе автоматизации систем, что позволяет автовладельцам тратить совсем немного времени на оформление бумаг и их регистрацию.