Как и в любой другой сфере, на дорогах действуют свои государственные стандарты, устанавливающие правила применения технических средств, которые используются для организации дорожного движения. А поскольку действующее ПДД постоянно подвергается коррекции, время от времени вносятся определенные изменения и в дорожные ГОСТы.
Статус нового ГОСТ Р 52289-2019
Последний раз действующий на российских дорогах стандарт обновлялся в 2004 году, и правила применения нового ГОСТа, которому был присвоен номер 52289-2019, были установлены только в 2015 году и внесены в закон №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» 29 июня.
И несмотря на сохранение прежней концепции, обновленный стандарт получил множество важных поправок, которые не останутся незамеченными большинством автомобилистов. Среди основных корректив, внесенных в новый государственный стандарт, прежде всего стоит выделить правила применения новых дорожных указателей, разработанных еще раньше, но с поставленных на паузу до вступления в силу ГОСТа.
Дублирование знака, запрещающего обгон, появление новой разметки, обозначающей начало и конец парковочной зоны – нововведений действительно немало и каждое из них является очень важным.
Когда проект введен в действие
Что касается статуса стандарта 2019 года, то он вступил в силу еще 1 апреля, но пока неизвестно, как быстро все эти изменения будут внедрены в жизнь, и высока вероятность того, что процесс растянется не на один год. Отсрочку могут спровоцировать и объявленные из-за опасного коронавируса карантинные меры, которые серьезно затормозили реализацию многих новых законов. Однако речь идет о практической части внедрения новых стандартов.
При этом в отдельных городах уже можно наблюдать за тем, как дорожники начинают потихоньку воплощать в жизнь проект, убирая металлические ограждения вдоль проезжей части в Челябинске и нанося новую разметку в Москве.
Где можно посмотреть текст Стандарта
Разработкой новых редакций дорожных стандартов ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 52290 занимались ведущие специалисты РосдорНИИ Министерства транспорта по заказу Росавтодора. Принимали участие в разработке и представители ГИБДД, а также сотрудники МВД, заведующие Научным центром безопасности ДД.
Читайте также
Какие изменения предусмотрены c 2024
Несмотря на то, что поправок не так уж много, их изучение является обязательным, причем для всех участников дорожного движения. И дело тут не только в появлении новых указателей и разметок, но и изменениях работы сигнальной оптики, затрагивающих как автомобилистов, так и пешеходов.
В целом же, разработка стандарта велась с максимальным упором на улучшение безопасности на дорогах в условиях плотного трафика.
Новые дорожные знаки
Все внесенные в новую редакцию ГОСТ знаки появились не вчера, но их практическое применение не имело юридического обоснования до 1 апреля текущего года.
Теперь же следует готовиться к их появлению на дорогах и уже сейчас приступать к изучению новых указателей, чтобы впоследствии не допускать серьезных ошибок. Среди них:
- ДУ 1.35, представленный в виде треугольника с автомобилем, стоящим на диагональной перекрестной разметке. И уже по одному только рисунку можно понять, что речь идет о новой разметке, именуемой «Вафельницей», тогда как сам знак обозначает подъезд к такому перекрестку.
- ДУ 3.34, запрещающий проезд автобусов.
- ДУ 5.14.2 и 5.14.4, обозначающие начало и конец велосипедной дорожки, что позволит избежать множества инцидентов между автомобилистами и велосипедистами.
- ДУ 5.35 и 5.36, ограничивающие зоны, где действуют особые требования по отношению к экологическому классу транспортных средств, прописанных в их СТС.
- ДУ 5.39 и 5.40, указывающие на начало и конец велосипедной зоны.
- ДУ 7.14.1, обозначающий приближение к таможенному контрольному пункту.
- ДУ 7.21 свидетельствует о близости заправки для электрокаров.
- ДУ 8.4.3.1 относится к дублирующим знакам, актуальным только для электромобилей.
- ДУ 8.4.15, напротив, распространяет свое действие на все автомобили, кроме электрических.
- ДУ 8.9.2, разрешающий парковку только тем автомобилистам, которые имеют специальные разрешения на подобные действия.
- ДУ 8.9.3, позволяющий ставить свой автомобиль сотрудникам дипкорпуса.
- ДУ 8.25 актуален только для автотранспорта с соответствующим классом экологичности.
- ДУ 8.26 указывает на наличие зарядного устройства для электромобилей непосредственно в месте установки обозначенного дорожного знака.
Информационные секции в светофоре
Но самым главным нововведением стало исключение пересечения транспортных и пешеходных потоков, актуальное для большинства классических перекрестков страны.
Так, благодаря этому нововведению, автомобилисты смогут спокойно поворачивать налево и направо, не давая приоритета пешим участникам дорожного движения, которые смогут передвигаться на свой зеленый, не совпадающий с разрешающим сигналом для ТС.
Обеспечить такую возможность поможет дополнительная информационная секция, которая появится под зеленой светофорной линзой, став четвертой по счету. Единственное «но», которое не позволяет внедрить это нововведение в полном объеме уже в ближайшее время, заключается в слишком большом количестве светофоров, а также технической составляющей.
Между тем городские власти будут решать этот вопрос, поэтому уже в ближайшем будущем на дорогах должно заметно прибавиться световой оптики с допсекцией для пешеходов.
Зона платной стоянки
Чтобы предотвратить конфликты и недоразумения, связанные с остановкой ТС на платных парковках, разработчики ГОСТ решили внедрить новую прерывистую разметку синего цвета, ограничивающую такие зоны. Перепутать такую маркировку с другой будет крайне сложно, поскольку дорожники решили использовать не применявшийся никогда ранее цвет.
Читайте также
RFID-маркировка знаков
Вряд ли это нововведение получит полноценную практическую реализацию в настоящее время, ведь речь идет о встраивании специальных чипов для считывания информации об их значении с помощью ПО. Такая маркировка световозвращающих элементов в перспективе может использоваться беспилотными транспортными средствами следующих поколений.
Читайте также
Отмена отражающей поверхности
В то же время некоторые указатели полностью лишатся способности отражать свет. Среди них приоритетные знаки, нередко помещаемые в специальную световую рамку квадратной формы для облегчения считывания с других направлений.
Теперь же таких конструкций не будет, поскольку квадратное обрамление треугольного знака «Уступи дорогу» или ромбовидного обозначения главной только сбивало с толку других участников ДД.
Дублирование знаков
Знаки, запрещающие обгон ТС на определенных участках пути, теперь будут устанавливаться не только справа, но и слева. Ожидается, что такое нововведение не позволит водителям терять бдительность при обгоне больших фур, полностью закрывающих обзор правой обочины.
Читайте также
Действие запрета остановки
А вот ожидаемая многими водителями поправка, касающаяся противоречий между знаками, запрещающими и разрешающими остановку, так и не была внесена. Поэтому высока вероятность того, что соседнее расположение указателей 6.24 и 3.27 будет встречаться и дальше.
Что делать, если новый ГОСТ противоречит ПДД
Что же делать водителям в таких случаях? На самом деле все просто, ведь выбирая между разрешением и запретом, следует остановиться на последнем, поскольку эта простая методика гарантированно избавит от неприятностей.
Читайте также
При этом не исключаются и дальнейшие редакции ГОСТ, которые помогут устранить все оставшиеся противоречия. Пока же водителям остается изучать новые стандарты, сохраняя бдительность на дорогах и в отношении старых правил.