Для каждого автомобилиста всегда актуальным остается вопрос о стоимости топлива. С начала года информационное поле взорвала новость о резком взлете стоимости казахского сжиженного газа и бензина. Это вызвало бурные протесты населения Казахстана. При этом стоимость топлива здесь все равно осталась ниже российских расценок. Многих казахских автомобилистов интересует вопрос регулирования цен, а россиян интересует, почему все-таки российский бензин намного дороже, чем у соседей.
Откуда в Казахстане газ и бензин
Подавляющее большинство запасов природного газа (около 95%) здесь сосредоточено на 142 месторождениях. Они располагаются в Актюбинской, Атырауской, Мангистауской, Кызылординской, Западно-Казахстанской областях. Общее его количество оценивается в 300 миллионов тонн. Доказанные запасы газового конденсата, нефти на территории страны составляют 5,3 миллиарда тонн.
Здесь крупнейшими месторождениями являются Каражанбас, Жетыбай, Каламкас, Узень. В границах Западно-Казахстанской области располагается Карачаганакское месторождение, которое содержит примерно 320 миллионов тонн жидких углеводородов, больше 450 миллиардов кубических метров газа. По территории Казахстана из Узбекистана в Китай проходит газопровод, общая протяженность которого составляет 650 километров.
Нефтяные и газовые месторождения здесь принадлежат следующим инвесторам:
- Chevron (USA) – 50%;
- Exxon Mobil (USA) – 25%;
- КМГ (РК) – 20%;
- СП “ЛукАрко” (РФ/США) – 5%.
Таким образом, сырья для производства автомобильного газа и бензина внутри страны вполне хватает. С другой стороны, значительной частью активов здесь владеют иностранные компании. Большая часть ГСМ завозится из Российской Федерации.
Читайте также
Цены на газ и бензин в Казахстане сегодня и почему подорожало топливо
Буквально с первых дней наступившего года цены на автомобильный газ и бензин внутри страны значительно выросли. Особенно это касается сжиженного газа, цена которого поднялась с 50 тенге (9 рублей) до 120 тенге (20 рублей) за один литр.
Вполне понятно, что в первую очередь от этого пострадали автомобилисты, поскольку в Казахстане многие машины работают на автомобильном газе. Причем большинство из них концентрируются на западе страны в Мангистауской области, где и добывается значительное количество газового конденсата. Именно здесь недовольные жители первыми вышли на улицу.
Кроме автомобильного газа подскочил в цене и бензин. Сегодня за литр этого топлива марки А-92 казахи вынуждены платить 180-190 тенге. При нынешней экономической ситуации внутри страны делать это среднестатистическому гражданину достаточно проблематично. Поэтому протесты все больше стали набирать силу.
Президент Казахстана Касым Токаев распорядился о регулировке цен на автомобильный газ и бензин, а также на некоторые продукты питания.
Почему подняли цены
Рост цен на топливо вызвал значительное подорожание практически всех продуктов и товаров потребления. Представители Министерства энергетики Казахстана утверждают, что рост цен на углеводороды вызван постоянным увеличением потребления. При этом производственные мощности остаются на том же уровне.
По мнению специалистов, рост стоимости топлива до 30,76 рублей за литр спровоцировали следующие факторы:
- чрезмерная регуляторная политика властей;
- ремонт Павлодарского НПЗ;
- ремонтные работы на Шымкентском НПЗ;
- падение курса национальной валюты по отношению к российскому рублю;
- корректировка тенге к доллару;
- повышение стоимости бензина на мировых рынках;
- рост топливного акциза;
- увеличение потребления бензина.
Еще с 2017 года в России акцизные ставки на горюче-смазочные материалы заметно увеличились. Уже тогда можно было догадаться о неминуемом росте цен на ГСМ. Сегодняшняя кризисная экономическая ситуация в Казахстане вызвана перечисленными факторами, чрезмерной регуляцией рынка со стороны правительства, высоким уровнем коррупции, политическим устройством авторитарного государства.
Сколько стоит топливо сегодня
Внутри Казахстана резко вырос спрос на горюче-смазочные материалы, включая автомобильный газ. На этом фоне возникла проблема дефицита, поскольку запасы крупнейших сетей Helios, КазМунайГаз, Sinooil заметно истощились.
На начало 2022-го общее количество топлива составляло всего около 15000 тонн. На некоторых заправках его начали отпускать исключительно по талонам. Стоимость бензина А-92 сейчас уже перевалила на некоторых заправках за 185 тенге (32,2 рубля).
При этом в различных казахских городах стоимость ГСМ отличается. Разница зачастую обусловлена резервами продукции нефтепереработки в тех или иных регионах.
По мнению специалистов, со временем эта разница будет выравниваться. Кроме того, стоимость бензина будет повышаться, поскольку по сравнению с другими странами она сейчас самая низкая.
Читайте также
Последние новости о регулировании цен
На сегодняшний день руководство страны ввело государственное регулирование цен на бензин. Такая ситуация будет продолжаться ближайшие полгода. Кроме того, для стабилизации стоимости социально значимых товаров запрещается вывоз крупного и мелкого рогатого скота за рубеж на 6 месяцев, моркови и картофеля – на 3 месяца.
Чиновники профильной отрасли под нажимом президента Казахстана заявили об административном снижении отпускных цен на АЗС практически вдвое. На самом деле газомоторное топливо Казахстан производит в избытке, но большая его часть экспортируется с целью получения сверхприбыли. Интересы собственных граждан отходят на второй план. Это и есть главная экономическая причина возникших проблем.
Власти Казахстана сообщили о снижении цен на автомобильный газ: ценник понизится до 85-90 тенге за литр. Протестующих не устраивает такое решение проблемы. Они требуют вернуть цену на позицию 50-60 тенге. Кроме того, до 2023 года экспорт сжиженного газа в другие страны на автоцистернах будет приостановлен.
Читайте также
Почему бензин в Казахстане дешевле, чем в России
Многих отечественных автомобилистов возмущают высокая стоимость отечественного топлива, его постоянное подорожание. Они прямо задают вопрос о том, почему бензин в России такой дорогой – дороже, чем в соседней стране. Это можно объяснить рядом причин:
- Во-первых, это обусловливают высокие налоги на российский нефтяной и топливный бизнес. Если снизить стоимость конечной продукции, то заметно снизятся поступления в бюджет. Из-за этого снизятся государственные расходы или возрастут налоги в других отраслях. Такие результаты не могут устраивать правительство.
- Во-вторых, низкая стоимость ГСМ казахстанского производства обусловлена политикой авторитарной власти. Здесь производители обязаны поставлять на внутренний рынок до половины своей продукции практически по себестоимости. Производители или продавцы мало влияют на процесс.
С другой стороны, “ручное” регулирование цен ни к чему хорошему никогда не приводило. Лучше было бы повышать благосостояние, платежеспособность населения.
Читайте также
Насыщение рынка ГСМ может частично приостановить рост цен. Тенденции развития рынка свидетельствует о том, что стоимость бензина, газа, солярки будет приближаться к международному уровню. Решением проблемы будет только повышение платежеспособности населения, рост доходов казахов. Возможно ли это?