5 удивляющих фактов о культовой Яве, которые не разглашались

Новости

Одной из популярнейших моделей мотоциклов в Советском Союзе была чешская Ява. Практически в каждом населенном пункте можно встретить такое транспортное средство. Не удивительно, что вокруг легендарной марки Jawa появилось множество мифов. В большинство из них свято верили большинство граждан Советского Союза. Итак, о чем же они не знали?

Явы никогда не производились в СССР

Широкое распространение мотоциклов Ява внутри советских стран наводило на мысль, что эти средства передвижения собираются непосредственно в Союзе. Сторонники этой идеи убежденно доказывали, что некоторое количество мотоциклов производились в Ленинграде.

На самом деле, по словам официальных представителей чешского завода-изготовителя, его продукция никогда не собиралась на просторах необъятного СССР.

Мотоцикл Ява

Мотоциклы выпускались в разных цветах

Техника этой популярной марки прочно ассоциируется с вишневым цветом. Внутри Советского Союза встречались только такие экземпляры. На самом деле, для европейских покупателей предлагался широкий выбор расцветок. Завод выпускал черные, зеленые, синие, белые, желтые мотоциклы. Для населения «социалистического рая» такое разнообразие было недоступным, даже знать о нем было незачем.

Ява 1954 года

Читайте также

Возвращение “Явы” в Европу: чем порадует мотоцикл-легенда
Чешский мотоцикл JAWA в советские времена был настоящей легендой. Многие молодые люди мечтали о таком байке. Это средство передвижения ассоциировалось со свободой, независимостью. С того времени…

 

Тайные разработки Явы во время оккупации

История данной техники начинается с 1929 года, когда начался выпуск лицензионного мотоцикла Wanderer. Организовал производство чешский предприниматель Франтишек Янечек, который и является автором названия JaWa, состоящего из первых букв его фамилии и названия мотоцикла. Уже в 1932 появилась собственная разработка облегченной модели Ява с мотором 175 «кубиков». Данная мотоциклетная марка самую большую популярность завоевала уже после войны в 1946 году.

Красный мотоцикл Ява

В темные времена оккупации Чехии мотоциклетный завод специализировался на ремонте и обслуживании немецких мотоциклов. Собственные разработки запрещались немецкой властью. Несмотря на это, инженеры, механики предприятия тайно проводили разработку, испытания новой техники.

Кроме того, специалисты подготовили необходимую документацию для организации серийного выпуска собственных мотоциклов. Также изготовили почти 1000 сборочных комплектов.

Новый мотоцикл Ява-250 комплектовался двухтактным двигателем, 4-ступенчатой коробкой передач, автоматическим выключением сцепления, передней телескопической вилкой, задней подвеской свечной конструкции. По тем временам это можно было считать настоящим техническим прорывом.

Читайте также

Лучший легендарный мотоцикл всех времен из СССР — Ява 350
В Советском Союзе насчитывалось более миллиона мотоциклов Jawa, их часто можно было увидеть не только на улицах, но и в отечественных кинофильмах того времени. Самой популярной моделью была Jawa…

 

Автоматическое сцепление и система смешивания масла и бензина

При Советском Союзе мотоциклетные магазины нередко становились информационными центрами, где собирались любознательные любители двухколесного транспорта. Здесь размещались специальные плакаты, которые рассказывали посетителям о моделях, не поставлявшихся в Советский Союз. Можно выделить мотоцикл 250/350 Automatic, отличительной особенностью которого является автоматическое сцепление без всяких рычагов.

Особого внимания заслуживала модель Oil master. В отличие от доступных советскому покупателю моделей, здесь работала автоматическая система смешивания бензина с маслом. В Америке и Европе не нужно было тратить время на нудную ручную работу.

Устаревшая Ява только для СССР

Через 20 лет после начала выпуска мотоцикл Ява-250 значительно устарел. Популярная «Чекушка» пользовалась спросом исключительно в Советском Союзе. Инженеры завода выпустили «новую» модель. Здесь остался старый двухтактный мотор, который установили внутри измененного блока, а также барабанные тормоза. Значительно обновились подвеска и рама.

Ява с люлькой

Особо выделялась модель Ява 634. Этот мотоцикл мог похвастаться качественной ходовой частью. На этом фоне двигатель имел множество недостатков, которые не устраивали европейских покупателей. Здесь уже сформировался устойчивый спрос на тихий четырехтактный двигатель, который имел бы максимально чистый выхлоп. Более поздняя модель 638 получила новую КПП, переднюю вилку, аккумулятор 12 Вт. В Европе она откровенно провалилась по продажам.

Основным рынком сбыта стал Советский Союз. В стране тотального дефицита требование к технике были не такими жесткими. С точки зрения отечественных потребителей, «Ява» отличалась надежностью, неприхотливостью, удобством, простотой в обслуживании.

Читайте также

5 удивляющих фактов о канистрах, которых вы точно не знали
В арсенале каждого автомобилиста обязательно должна быть канистра. При этом лучше отдавать предпочтение традиционным металлическим вариантам объемом 20 литров. Конструкция такой емкости для топлива…

 

Эти мотоциклы с двухтактным мотором привлекали внимание окружающих, на них было приятно передвигаться внутри разных населенных пунктов. Для молодежи Ява стала поистине любимым мотоциклом.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. Отец

    На верхнем фото, которое черно-белое, с девушками и парнями – это мотоцикл Ява 250 из “Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов”, в Москве. Имел честь присутствовать тогда на тех съёмках. Девушки и парни, кстати, модели из Дома моды Зайцева. А фото из журнала…

    Ответить
  2. Петрович

    Ява была де–мо еще то! Если владелец не убивался на первой тысяче, то потом мучился с этой балалайкой. У Явы ее родной карбюратор страдал тем, что система ХаХа дула больше в правый цилиндр, разбалансируя работу двигателя во всем диапазоне оборотов. Из-за этого даже выхлоп был асимметричный. А колеса у моей последней прямо из магазина – статический дисбаланс достигал 30-40 грамм!!! При скорости более 60 до моей балансировки вибрация сильно утомляла. А допотопная электрика у Явы?! Даже у 12-вольтовой. Генератор сделали 200 Вт, а емкость батареи уменьшили в разы. Зажигание – вообще примитивное, “довоенное”, контактное. С фиксированным углом опережения… Регулировка уходила после сотни км. Поставил электронное от автомобиля + еще некоторые доработки и удельный расход на 70-80 снизился до 2,8-3,2, против паспортного – более 4-х! В общем, за раму и некоторые узлы 4 с плюсом, за электрику 3 с минусом, а качество сборки – троечка! Кстати, мотороллер Вятка-электрон, реплика итальянской Веспы-осы, по схеме зажигания был прогрессивнее Явы лет так на 20-25! И расходовал 2,3-2,5 л/сотню! И с подмешиванием масла в бензин в нужной пропорции Ява со своей моделью “Ойлмастер” отстала от Иж-ПС на несколько лет.
    Подозреваю, что прагматичные и бессовестные чехи гнали на наш рынок “фуфло”, максимально снижая себестоимость снаряда для самоубийц…
    Еще вспомнил. Вторая моя Ява (их было 3, последние две – 12-вольтовые, выборка представительная:))), оказалась отвратительной сборки. Даже по гарантии поменяли цилиндры с поршнями, т.к. из магазина поршни хлябали с зазором больше 0,5 мм!!! Чехи-Швейки, наверное, только фашистам из под палки собирали технику хорошо. А конструкторы у Явы были изначально неплохие, если не считать, что последние 15 лет(до 90-х) они почти на месте стояли. И сейчас, скорее всего, продолжают стоять…
    Когда моя 3-я Ява обкаталась (после 15-20 т. км), была такая фишка: даже постоявший 5-10 мин движок, когда вставлял ключ, включая (уже мое электронное) зажигание, чихал, а пару раз даже начинал крутиться. Сейчас этот эффект используют на современных двигателях в системах старт-стоп, останавливая поршни в расчетной позиции и запускают двигатель, просто подав искру…
    А если сейчас и сравнить ту же Яву с любым японским мотоциклом… С любым, Карл! То даже и говорить не о чем…

    Ответить
  3. Сергей Бирюков

    Ребята был Урал и Иж планета спорт Ява хороша но это для города а в Руси матушке как не было дорог так и почти нет С Уралом спортивным ознакомился ВНИИ мотопрома Серпухов с планетой спорт подороге в Ахтубинск где водку пили с комадиром полка по испытанию сухих и мигов. Что сказать машина прекрасная но степи ночью пропал весь свет а мы как назло на бездорожье но молодые здоровые спортивная гимнастика 1 и 2ой поэтому на Ахтубе канистра 20 литров пива фляга 650 гр спирта с аэродрома и бутыль сухого.Загребли ведро раков в озере.Потом втал нарыбалку товарищ в отрубе ну серушка с ладонь вот и вся рыбалка

    Ответить
  4. Сергей

    Раздельная смазка была придумана не для избавления от процедуры смешивания бензина с маслом. Тем более, что на продвинутых АЗС стояли колонки, в которых масло смешивалось уже в пистолете. Главная радость от раздельной смазки – уменьшение расхода масла. Во-первых, регулирование за счет связи маслонасоса с коленвалом. Чем больше частота вращения, тем больше подача масла. Также насос был связан с ручкой “газа” – чем больше “газа”, тем больше масла. Зависимость подачи масла от “оборотов” и “газа” уменьшала нагарообразование и дымность выхлопа. А если учесть, что литр масла МС-20 стоил 80 коп (на 60 коп можно было пообедать), то и экономия была заметной.

    Ответить