Количество смертельных ДТП с каждым годом неуклонно растет. Одной из главных причин происшествий является усталость водителей. Опытные автомобилисты при отправлении в дальнюю дорогу заранее планируют маршрут, остановки и отдых. Главное – адекватно оценивать собственное физическое состояние, вовремя останавливаться для отдыха. Человек за рулем должен помнить, что он отвечает за безопасность пассажиров и других участников дорожного движения.
Эти 7 признаков усталости требуют срочной остановки
Федерация автомобильных клубов Северной Америки провела исследования о влиянии сонливости водителей на вероятность попадания в ДТП. Автомобили 3500 добровольцев оснастили видеокамерами на несколько месяцев.
За время эксперимента произошло 700 аварий. Из них в 9,5% случаев причиной ДТП являлась усталость автомобилистов.
Чтобы предотвратить такие ситуации, важно четко знать все основные проявления переутомления. Можно выделить 7 основных признаков, свидетельствующих о необходимости немедленного отдыха:
- Навязчивое желание сменить позу, ощущение тяжести в конечностях, зевание, моргание и зуд в глазах. Даже несколько проявлений являются поводом для отдыха хотя бы в течение 30 минут.
- Резкий упадок сил, снижение концентрации, учащенное сердцебиение, одышка, зрительный обман в виде галлюцинаций. Обычно видения появляются при попытке побороть сонливость, которая наваливается все сильнее и сильнее.
- Рассеянность, резкий озноб, раздражительность во время управления автомобилем.
- Восприятие дорожной обстановки отдельными «кусками», когда водитель не помнит предыдущую картинку, не может восстановить в памяти предыдущий дорожный знак.
- Тяжесть в затылке, ощущение «песка» в глазах, слабость в руках и ногах.
- Ответы невпопад, уменьшение скорости на свободной трассе, неоправданные перестроения с полосы на полосу.
- Увеличение частоты моргания в четыре раза с повышением времени закрывания глаз.
Читайте также
Есть ли секретные способы не уснуть
С опытом автомобилисты накапливают арсенал средств, которые помогают эффективно бороться с усталостью. Они грызут семечки, пьют воду, брызгают в лицо холодной водой, рассасывают леденцы или лед. У каждого водители существуют свои приоритеты. С другой стороны, существуют и универсальные методы, которые подойдут большинству людей:
- На небольшой промежуток времени прийти в норму помогает долька лимона или мятный леденец с резким вкусом и запахом.
- Кофе рекомендуется пить за 20-40 минут до окончания поездки, поскольку этот напиток стимулирует организм только на этот промежуток времени. После этого человек еще больше расслабляется.
- Для повышения концентрации внимания можно использовать горчичники, которые на 30 минут нужно прижать к телу. С другой стороны, этот метод подойдет не каждому, поскольку можно получить ожог, да и давление может подняться..
- Действенным способом борьбы со сном является интересный разговор с пассажиром на актуальную тематику. По возможности, сидящий рядом человек должен наблюдать за состоянием водителя и вовремя его привести в чувства. Спать попутчику категорически не рекомендуется.
А вот вид зевающего или спящего человека действует заразительно. Поэтому, если никак не получается бодрствовать, лучше уж такому пассажиру пересесть на задний ряд сидений и там с полчаса поспать.
- Периодическое проветривание салона во время движения. Насыщение воздуха кислородом является эффективным средством борьбы с усталостью и сонливостью. Кроме того, можно использовать специальные озонаторы.
- Можно включить энергичную музыку и подпевать во время управления автомобилем. При пении активизируются легкие, кровь насыщается кислородом, поэтому водителю при таких обстоятельствах не до сна.
- Во время остановки рекомендуется сделать зарядку, попрыгать, отжаться от земли. Можно умыться газированной водой.
- И самый главный совет: чтобы не уснуть, нужно… поспать! Никакие методы не способны заменить сон. Поэтому даже 20-40 минут сна способны спасти жизнь.
Читайте также
Таким образом, для предотвращения засыпания за рулем можно использовать различные методы. Но безопаснее всего будет остановиться и поспать хотя бы немного. Вспомните легендарного разведчика: “10 минут назад Штирлиц остановил машину, он почувствовал, что засыпает за рулем… Он решил, что должен поспать хотя бы полчаса…”