Почти каждый водитель в процессе управления автомобилем сталкивается с необходимостью резкого торможения. Если делать это вовремя, то удается избежать неприятных опасных для жизни ситуаций.
Машина не может остановиться мгновенно, поэтому при управлении ею автомобилист должен учитывать тормозной путь. Главное – сформировать умение мысленно определять точку полной остановки авто во время движения на определенной скорости. Действуя своевременно, можно успешно избежать аварийных ситуаций.
Что такое тормозной путь и примеры расчетов
Это понятие означает дистанцию, которую преодолел автомобиль после начала торможения до полной остановки. Следует различать понятия нормального и экстренного торможения.
Значение нормального тормозного пути в метрах показывает квадрат скорости движения авто, разделенной на 10.
Например, если начать тормозить на скорости 60 км/час, то машина остановится через 36 метров.
При экстренном торможении водитель полностью нажимает на педаль тормоза, и в этом случае дистанция определяется по другой формуле. Скорость авто на момент торможения, разделенная на 10, умножается на такое же значение, уменьшенное вдвое.
Например, при езде по городу со скоростью 50 км/час в случае экстренной остановки тормозной путь составит 12,5 метров. Расчет: (50 км/ч/10) х (50 км/ч/10)/2 = 12,5 (метров).
На путь торможения напрямую влияет время реакции водителя, за которое авто проедет определенное расстояние до начала торможения.
Чтобы высчитать такое значение, нужно (скорость в км / ч/ 10) умножить на три. Например, при езде со скоростью 120 км/час в случае внезапной опасности реакция водителя составит (120 км/ч/10) х 3 = 36 (метров).
Остановочный путь означает общее расстояние, которое преодолевает авто от момента обнаружения опасности до полной остановки. Для его определения нужно к формуле расчета нормального пути торможения добавить время реакции водителя.
Читайте также
Условия торможения
Эффективность резкой остановки зависит от сопутствующих условий различного характера. Важно учитывать реакцию водителя, состояние тормозной системы авто и дорожного покрытия, а также погодные условия.
Чтобы корректно рассчитать тормозной путь (S), требуется использовать следующие данные:
- тормозной коэффициент (Кэ);
- скорость на момент начала торможения (Vo);
- показатель сцепления с трассой (Фс).
Для этого используется такая формула:
На сцепление с дорогой напрямую влияет состояние дорожного покрытия. На сухой трассе машина будет останавливаться 20,25 метров, на мокрой дороге тормозное расстояние составит 35,4 метра, а на льду для полной остановки понадобится 70,8 метров. Соответственно, коэффициент сцепления при разных условиях будет отличаться.
На эффективность управления и остановки авто напрямую влияет способ торможения. Например, резкое нажатие на педаль тормоза может заклинить колеса и спровоцировать занос транспортного средства. Чтобы предотвратить такие ситуации, современные автомобильные производители используют систему ABS.
Читайте также
Рекомендации по дистанции
Соблюдать правильную дистанцию до идущего впереди автомобиля является важным условием безопасности на любых дорогах. На сегодняшний день не существует точных требований ПДД по этому вопросу.
Для определения оптимального расстояния при повседневной езде на автомобиле можно ориентироваться на методику американских специалистов. Она основывается на том, что среднее время реакции водителя на изменившуюся дорожную ситуацию составляет примерно 2 секунды.
Таким образом, дистанцию нужно выбирать такую, чтобы за этот минимальный промежуток времени можно было бы полностью остановиться, избежав столкновения.
При движении в насыщенном городском потоке машин рекомендуется придерживаться дистанции, которая соответствует 2/3 длины корпуса автомобиля. Это соответствует примерно расстоянию 3-4 метра.
В случае движения по шоссе в первую очередь следует ориентироваться на погодные условия, конкретное время суток. Лед, укатанный снег указывает на необходимость увеличения дистанции.
Читайте также
Таким образом, формирование необходимых навыков и умений является важным для каждого водителя. Способность рассчитать путь торможения зачастую спасает жизнь.