Помимо текущих расходов на содержание автомобилей, ежегодно их владельцы обязуются уплачивать транспортный налог, размер которого напрямую зависит от эксплуатируемой модели. Однако с 2014 года, после внесения определенных изменений в действующее законодательство, размер этого налога был увеличен, правда, не для всех автовладельцев, а только для тех, в распоряжении которых имеются элитные марки.
Что такое налог на роскошь и зачем он нужен
Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.
А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.
Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.
А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.
Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.
Читайте также
Какие автомобили попадают под налог с 2024
Превышение прописанного в законодательстве порогового значения вовсе не означает, что авто непременно подпадет под налог на роскошь. Почему? Да потому что этот вопрос корректируется специальным списком дорогих автомобилей, который подвергается ежегодной корректировке.
Официальный список Минпромторга РФ
И несмотря на то, что этот перечень регулярно обновляется, становясь все более внушительным, дорогой автомобиль в него может и не попасть, а вот модель подешевле – запросто. И в этом случае добиться справедливости будет невозможно, поскольку закон опирается именно на официальный перечень Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а вовсе не на чек из автосалона.
Чтобы выставленный в конце года счет на уплату налога не застал врасплох, настоятельно рекомендуется заранее изучать список транспортных средств, подпадающих под повышенное налогообложение, после каждого его обновления.
Прежде всего следует искать свое авто, стоимость которого составляет 3 миллиона рублей и более, в перечне, опубликованном на сайте Минпромторга. Здесь представлены полные списки автомобилей, подпадающий под действие закона о повышенном налоге.
Читайте также
Расчет и повышающие коэффициенты
Все модели, которые подпадают под повышенный ТН, по определению не могут иметь один и тот же коэффициент, используемый для пересчета процентной ставки для налогообложения. И в этом случае расчет надбавки будет производиться не индивидуально для каждого авто, а сразу для нескольких групп с учетом их стоимости и года выпуска.
В целом же этот показатель варьируется в диапазоне от 1,1 до 3, что делает разрыв между авто за 3 и за 20 миллионов довольно существенным, но вполне сопоставимым с теми доходами, которые условно имеют граждане, способные приобретать модели премиум-класса.
Сам алгоритм расчета достаточно прост и предполагает перемножение актуальной на момент его выполнения величины ТН на приведенный в таблице для конкретной модели добавочный коэффициент.
Для наглядности стоит рассмотреть универсальный пример для города Москвы. Так, владельцу седана BMW M5 2018 года выпуска, мощность бензинового двигателя которого составляет 286 литров, придется заплатить за него общий налог в размере 42 тыс. 900 рублей, исходя из того, что в столице каждая лошадиная сила для автомобиля не старше 3 лет обходится в 150 рублей (286*150=42,9 тыс.)
Но поскольку стоимость этой модели попадает в интервал от 3 до 5 миллионов, то полученную сумму придется проиндексировать, используя соответствующий ей коэффициент, который согласно приведенной выше таблице, имеет минимальное значение, равное 1,1.
То есть в конечном итоге владельцу немецкого седана придется заплатить 42,9*1,1=47,19 тыс., поскольку в действие вступает налог на роскошь. И так каждый год, вплоть до следующих изменений стоимости мощности мотора и роста индексации, избежать которых вряд ли удастся.
Стоит помнить, что хозяин обязан оплачивать только те месяцы эксплуатации ТС, которые выпадали на его фактическое владение им, включая период покупки и продажи. Эта правовая норма регулируется ст. 362 Налогового Кодекса Российской Федерации, поэтому в случае получения неправильно выставленного счета можно смело его оспаривать, при необходимости обращаясь в суд.
Читайте также
Сроки и порядок оплаты налога на роскошь
Оплата налога на роскошь производится вместе с ТН в конце года (до 1 декабря), причем не за истекший, а за отчетный период. Проще говоря, налог за 2018 начисляется в конце 2019, а за 2019 – в 2020 году. В случае если условный дедлайн выпадает на выходные, дата оплаты переносится на первый рабочий день после них, что прописано на законодательном уровне.
Сама оплата осуществляется на основании квитанции-уведомления из налоговой инспекции с прописанной в ней суммой платежа, с названием объекта, за который он начисляется, с указанием крайних сроков для погашения и сведений о предыдущих задолженностях, если таковые имеются.
В случае отсутствия такого уведомления, физическое лицо обязано обратиться в ИФНС для разъяснения обстоятельств, сделав это не позднее 31 декабря текущего года, при условии что речь идет о предыдущем ему отчетном периоде (ст. 23 НК РФ).
Если же говорить о юридических лицах, то они будут обязаны рассчитывать налог для имеющегося в распоряжении собственного предприятия транспорта самостоятельно, но уже без подачи декларации в ИФНС, поскольку в действующее налоговое законодательство были внесены соответствующие коррективы.
Читайте также
Есть ли льготы на роскошное авто
В настоящее время существует ряд льгот в отношении применения налога на роскошь, но, как показывает практика, фактически они являются неприменимыми. Понять причину такой закономерности поможет одно только ознакомление с перечнем льготных категорий, в который входят:
- инвалиды всех групп;
- многодетные, имеющие официально оформленный статус;
- ветераны Великой Отечественной Войны и другие участники боевых действий;
- герои РФ и СССР, получившие соответствующие награды.
Но и здесь существуют определенные ограничения, затрагивающие все перечисленные категории льготников. И прежде всего речь идет об установленном лимите на стоимость автомобиля, а также его мощность, ограниченную 200 лошадиными силами, а это уже трудновыполнимая задача, поскольку отыскать на российском рынке премиальный транспорт с такими характеристиками будет не так уж просто.
Читайте также
Кроме того, если речь идет об автомобилях, управляемых инвалидами, претендующими на льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты надбавки, то их автомобили должны быть переоборудованы с обязательным внесением сведений о всех проделанных изменениях в технический паспорт ТС.
Список транспортных средств, попадающих под «налог на роскошь» обновляется Минпромторгом ежегодно. Полный перечень таких автомобилей размещен на сайте ведомства .