Датчик температуры показывает неправильно — почему так бывает и признаки неисправности

Советы автомобилисту

Для измерения и контроля температуры охлаждающей жидкости уже многие годы используются электронные системы, частью которых являются датчики. Их поломка может привести к серьезным проблемам, поскольку из-за перегрева двигателя вся поршневая группа может выйти из строя. Для предотвращения таких неприятных ситуаций каждому автомобилисту важно вовремя увидеть проблему, принимая во внимание определенные признаки. Сама замена измерительного элемента не составит труда.

Зачем нужен датчик ДТОЖ и как он работает

Многие современные автомобилисты не знают точно, где находится датчик, контролирующий температуру антифриза. Он располагается в области выпускной магистрали. В таком случае его достаточно просто выкрутить. На разных автомобилях месторасположение прибора может отличаться.

Например, в некоторых случаях датчик может устанавливаться внутри термостата или около этого устройства. Главное – чтобы это измерительное устройство тесно взаимодействовало с охлаждающей жидкостью.

Датчик температуры жидкости в рукеТаким образом, устройство может располагаться в следующих точках:

  • непосредственно на радиаторе;
  • на верхнем патрубке, соединяющем блок цилиндров и радиатор;
  • внутри корпуса термостата;
  • под крышкой головки блока цилиндров.

Радиаторное устройство отвечает за включение вентилятора охлаждения. Прибор, установленный внутри патрубка, принимает непосредственное участие в приготовлении топливно-воздушной смеси. Устройство в ГБЦ отвечает за работу указателя температуры антифриза.

Устройство датчика температурыКонструктивно основой современного ДТОЖ является термистор, сопротивление которого меняется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Этот элемент изготавливается из никеля и оксида кобальта. Термисторы характеризуются температурным коэффициентом отрицательной полярности, поэтому здесь максимальное сопротивление будет при холодном двигателе. По мере нагрева мотора сопротивление падает.

Датчик работает от напряжения 5 Вольт. Все электрические импульсы подаются на ЭБУ, которое следит за изменениями показателей, определяя температуру. Ее уровень отражается на приборной доске с помощью специального указателя.

Схема работы ДТОЖИсправная работа ДТОЖ напрямую влияет на такие процессы в ходе эксплуатации авто:

  • формирование воздушно-топливной смеси с правильным соотношением ее компонентов;
  • повышение оборотов холодного двигателя на холостых оборотах;
  • своевременное включение вентилятора принудительного охлаждения двигателя при достижении установленного температурного значения.

Большинство современных двигателей оснащаются двумя датчиками температуры ОЖ. Один из них отвечает за корректировку угла зажигания, момента впрыска. Другой предназначается только для выполнения сервисной функции.

Один из выводов прибора контактирует с кузовом как с массой, а другой непосредственно соединяется с бортовой электрической сетью автомобиля.

Читайте также

Рабочая температура двигателя — какая считается нормальной, а когда есть угроза поломки
Важнейшей задачей системы охлаждения является поддержание стабильной рабочей температуры двигателя. От этого напрямую зависит его мощность, приемистость, расход топлива, качество смесеобразования….

 

Почему датчик температуры показывает информацию неправильно

За счет простой конструкции поломки ДТОЖ – это большая редкость. Причин неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости много. Плохой антифриз или тосол ведут к разрушению поверхности датчика, также нередко чувствительный элемент может покрыться осадком в виде кристаллов. Меняется температурное воздействие и показатели.

ДТОЖ и катушка

Симптомы некорректной работы

Из-за простоты устройства эксплуатационный ресурс ДТОЖ является достаточно большим. С другой стороны, нередко возникают ситуации, когда он выходит из строя раньше времени. При таких обстоятельствах прибор требуется безотлагательно менять.

Большинство проблем связано с нарушением целостности электрической цепи. Это могут быть обрывы, окисление контактов, загрязнения.

С другой стороны, датчик не ломается внезапно. На протяжении некоторого времени он подает следующие сигналы бедствия, которые водителю нужно уметь распознавать:

  • непроизвольное уменьшение оборотов двигателя вплоть до полной его остановки при работе на холостом ходу;
  • повышенный расход топлива;
  • долгое прогревание мотора;
  • проблемы с включением вентилятора охлаждения;
  • затруднения при запуске мотора;
  • усиленная детонация при выключении зажигания;
  • частый перегрев движка;
  • протечки корпуса датчика ДТОЖ;
  • слишком большие холостые обороты.

Кроме перечисленных симптомов в современных автомобилях можно ориентироваться на показания бортового компьютера.

При появлении одного или нескольких перечисленных признаков нужно как можно быстрее провести диагностику, перейти к устранению проблемы.

Причины поломок

Сбои в работе ДТОЖ могут быть вызваны различными обстоятельствами. Поломку прибора могут вызвать следующие причины:

  • загрязнение датчика;
  • изношенная прокладка, потеря герметичности корпуса, что приводит к уменьшению уровня охлаждающей жидкости;
  • коррозия, нагар на контактах, обрыв цепи, короткое замыкание, неправильное подсоединение;
  • некачественная охлаждающая жидкость, которая разрушает рабочую поверхность;
  • устройство плохого качества.

Современный автомобильный рынок предлагает достаточно много некачественной продукции. Поэтому при выборе температурного датчика важно особое внимание уделять производителю.

Может ли некорректно показываться только низкая или высокая температура

ДЖОТ может ошибаться, неправильно определяя температуру охлаждающей жидкости, кардинально занижая ее. Например, показатели могут уменьшиться на 10-15 градусов. При таких обстоятельствах лампа на панели приборов не загорается. Это приводит к увеличению уровня антифриза, реальному перегреву силового агрегата.

С другой стороны, датчик может показывать завышенную температуру охлаждающей жидкости. Электронный блок управления воспринимает двигатель горячим, поэтому дает ему минимальную порцию топлива в процессе запуска. В результате возникают проблемы с запуском мотора.

Читайте также

Если уровень антифриза растет: 1 симптом и 7 опасных причин
Привычка регулярно смотреть под капот – спасение от непредвиденных проблем. Каждый владелец авто должен проверять состояние АКБ, уровень масла и технических жидкостей. Особого внимания заслуживает…

 

Как протестировать

Проверить исправность датчика можно своими руками. Для этого требуется его демонтировать с автомобиля.

Здесь нужно действовать по следующему алгоритму:

  • по технике безопасности перед снятием этого элемента нужно дать остыть двигателю до 40-50 градусов;
  • снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи;
  • от измерительного прибора отсоединить специальную колодку, к которой подходят провода;
  • на последнем этапе остается только выкрутить ДТОЖ, используя ключ подходящего размера.

Датчик температуры в машинеДля проведения проверки понадобятся следующие приборы и материалы:

  • многофункциональный тестер, с помощью которого можно измерить сопротивление цепи;
  • термометр, измеряющий температуру до 100 градусов по Цельсию;
  • стакан или другая емкость, в которую можно налить воду.

Новые ДТОЖПроверку нужно осуществлять по следующей схеме:

  • с помощью мультиметра проверить сопротивление термоэлемента;
  • затем погрузить датчик внутрь стакана с холодной водой, зафиксировать показания;
  • проследить за изменениями сопротивления, постепенно доливая горячую воду, – в норме оно должно уменьшиться, но если этого не происходит, то требуется покупать новый температурный измеритель ДТОЖ (сделать это не трудно, поскольку датчик стоит недорого).

Читайте также

Отказал термостат 2021 года: реанимируем старый или заменяем самодельной запчастью
Термостат обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе охлаждения, открывая и закрывая клапан под воздействием разных температур. Когда двигатель перегревается, потоки направляются по…

 

Можно ли отключить датчик

Температурное устройство ДТОЖ поддерживает стабильную работу двигателя. Несмотря на его маленькие размеры, прибор выполняет важнейшие функции. Это напрямую влияет на общую работоспособность целого автомобиля.

Ездить с неисправным датчиком охлаждающей жидкости или без него категорически не рекомендуется:

  1. Это может привести к появлению неисправностей в системе охлаждения, которые станут причиной прогорания прокладки блока цилиндров из-за слишком высоких температур.
  2. Кроме того, появятся проблемы с холодным пуском двигателя, увеличится расход топлива.
  3. Если отключить датчик, то специальный контроллер ЭБУ идентифицирует это событие как обрыв цепи. В результате вентилятор будет принудительно включаться. Из-за этого произойдет сбой в системе, а бортовой компьютер может показать даже 40 градусов ниже нуля.

Провода под капотом

Читайте также

Не спешим с заменой ДМРВ с 2021 года: восстанавливаем датчик своими силами
Новый датчик массового расхода воздуха стоит достаточно дорого. С другой стороны, технология его ремонта достаточно простая, поэтому практически каждый владелец автомобиля может существенно…

 

Система охлаждения обеспечивает отвод излишков тепла от раскаленных участков силового агрегата. Она обеспечивает оптимальный тепловой режим. Несмотря на маленькие размеры, датчик тепла занимает важное место среди всей совокупности деталей. Поэтому ему нужно уделять достаточное внимание. Если возникают сбои в его работе, то лучше произвести своевременную замену.

https://www.youtube.com/watch?v=SCvt0eumgsw

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. владимир

    почему показывает двигатель 405 температуру на приборе примерно 50 а 70 градусов на бортовом поменял 2 датчика на термостате новая панель газель кто с этой проблемой связывался подскажите в чем причина

    Ответить