Только не ЕрАЗ, или почему советские водилы боялись “армянина”

Новости

Ориентируясь на потребности народного хозяйства, советская автомобильная промышленность с 1960-х годов начала выпуск компактных микроавтобусов грузоподъемностью до 1000 килограмм. На Рижской автобусной фабрике начался выпуск фургона РАФ-977К. Его прототипом стал компактный автобус РАФ-977Д «Латвия».

Серийный выпуск организовали в Ереване на заводе, выпускавшем автопогрузчики, поскольку собственных производственных возможностей фабрике «РАФ» было явно недостаточно. Там микроавтобус ЕрАЗ-762 производился на протяжении 30 лет вплоть до 1996 года. При этом конструкция модели практически не изменялась.

Читайте также

Наша “Буханка” процветает за границей: 4 крутых бизнес-идеи
Легендарный микроавтобус УАЗ-452, получивший в народе название «Буханка», отличается выдающейся проходимостью, практичностью, неприхотливостью, ремонтопригодностью, поэтому на его основе создаются…

 

Создание ЕрАЗ и особенности производства

В 1964 году была поставлена задача модернизации популярного рижского фургона РАФ-977Д. Главной целью было создание альтернативы грузовику ГАЗ-51. В результате должна была получиться более экономичная, мобильная, практичная машина.

Микроавтобус ЕрАЗ

С 1966 по 1971 год выпускалась модель ЕрАЗ-762, с 1971 по 1976 год – ЕрАЗ-762А, с 1976 по 1979 год – ЕрАЗ-762Б. Последняя модель оснащалась силовым агрегатом, топливным баком от легендарного автомобиля ГАЗ-24.

Со временем незначительно менялась штамповка кузова, появлялись отдельные элементы. В конце 80-х годов вместо двигателя ЗМЗ-24-01 стали использовать улучшенный вариант ЗМЗ-4021. Уже в 1990-х годах в очередной раз обновился мотор. В это время установили УМЗ-4178, а также под пол слева установили бензобак от автомобиля УАЗ.

Некоторым образом изменился и экстерьер микроавтобуса. Начали использоваться алюминиевые бамперы с пластиковыми закруглениями, а также пластмассовая решетка радиатора. Максимальное количество микроавтобусов марки ЕрАЗ-762 выпускалось в начале 90-х годов прошлого века. За все 30 лет производства никаких существенных изменений в техническом плане конструкция автомобиля не получила.

Салон ЕрАЗаКроме того, микроавтобус не отличался комфортабельностью, практичностью, надежностью, поэтому фанатов этой модели, да и сами машины встретить сегодня практически невозможно.

Читайте также

7 беспощадных изобретений от экономных водителей
Современный автомобиль – это комфортабельное безопасное транспортное средство, которое подчеркивает статус своего владельца. Для многих машина является средством самовыражения. С другой стороны,…

 

Недостатки и опасности

Во второй половине шестидесятых автомобильной общественности представили грузовой фургон с названием ЕрАЗ-762. Из его достоинств можно выделить только силовой агрегат ГАЗ-21, а позднее ГАЗ-24. Кроме того, машина могла перевозить целую тонну груза. На этом сильные стороны микроавтобуса заканчивались, поэтому советские водители изначально невзлюбили данное транспортное средство. Основные нарекания вызывало качество сборки.

Армянский микроавтобус ЕрАЗ

Нередко машины уже после прибытия с завода своим ходом требовали серьезных доработок и даже ремонта. На таком фургоне даже профессиональные автомобилисты часто боялись отправляться в дальнюю дорогу. Это вызвано тем, что машина могла выйти из строя в самый неподходящий момент прямо на дороге.

На автомобильных предприятиях существовала практика пересаживать за руль микроавтобуса марки ЕрАЗ-762 провинившихся шоферов.

Здесь проблемой являлась не только плохая сборка, но и само качество деталей. Кроме того, о каком-то даже минимальном комфорте водитель не мог и мечтать. Обзорность из кабины была на низком уровне, при переключении скоростей ручка так и норовила упереться в бок водителю.

Разгрузка микроавтобуса

Практически сразу после начала производства начали проявляться недостатки автомобиля. К ним можно отнести такую конструктивную проблему, как слишком большую нагрузку на переднюю ось, явно недостаточную жесткость кузова.

Кроме того, само качество отдельных деталей не выдерживало никакой критики. Чтобы решить проблему жесткости кузова грузового фургона, армянские инженеры попытались усилить каркас с помощью жесткой металлической перегородки. Результатом таких преобразований стало уменьшение внутреннего пространства кабины, поэтому шоферу приходилось сидеть строго вертикально. Здесь возможность откинуться на спинку кресла отсутствовала.

Грузовой ЕрАЗ с фургоном

Читайте также

Самый вездеходный автобус — украинско-чешский Torsus Praetorian
Продуктом совместной разработки украинской компании Pulsar Expo и словацкой студии Werkemotion стал автобус Torsus Praetorian. Авторы проекта особое внимание уделили неприхотливости, надежности,…

 

Таким образом, микроавтобус ЕрАЗ-762 создавался с «прицелом» на удобство, комфортабельность, экономичность, практичность и надежность. Ни одно из предназначений данное транспортное средство не оправдало, поэтому спрос на него быстро упал. Этому способствовало недостаточное финансирование со стороны государства. У Советского Союза были другие приоритеты, поэтому поддержку получили такие автомобильные гиганты как КАМАЗ, ВАЗ, ГАЗ.

Виталий Николаевич

Опыт в техническом обслуживании и ремонте грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники, полуприцепов иностранного производства

Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.

  1. Пердручо

    Его называли еще Месть Армянских Партизан. На пассажирском сиденьи было заметно теснее)

    Ответить
  2. Вячеслав

    И хорошо, что вложились в ВАЗ, ГАЗ, КамАЗ! Они и остались с нами!
    А вот вложились в Антонова, Мотор-Сич и прочие производства на территории Союзных республик… Где они сейчас??? Какой нам от них прок???

    Ответить
  3. александр

    купил 1991 году в Ереване . подсмотрел там же переделки. передний мост подогнал с газ 51. коробку поставил газ 24.рулевое с уазика. кузов усилили. две печки с газ 24.ну и для себя всякую мелочевку .5 лет без проблем. поменял на газ 2402.

    Ответить
  4. Александр

    настоящий АРМЯНОWagen!

    Ответить
  5. Виктор

    ЕрАЗ был микроавтобусом!Его использовали как маршрутное такси,проезд стоил 15 коп.

    Ответить
  6. Водило

    Да машина эта обычная волга , просто собиралась в Ереване….и все проблемы у нее были как у волги.., Ереванским был только голый кузов….

    Ответить
  7. Олег

    Когда взялись за восстановление и собрались через Крым в Сочи нам говорили что будем постоянно ломаться. НО приложили руки кое-что заработали ( не принципиальное в основном всё заводское) и в итоге в дароге подвило то что не доделали дома.самое крупное замена бензонасоса. Даже тормоза за которые боялись от Керчи до Ялты вдоль побережья не подвели. НЕТ плохих машин…просто есть ездок ездюк и ….Дюк.

    Ответить
  8. валерий

    Купил на автобазе в 89г! Полгода *чинил* все-движок 24! Коробку-21! Радиатор! Переднюю подвеску(шкворневую) 21! в общем-Армянская Волга(не в укор Волге)! Тонну тащила ! Продал в 92м-купил кожаную турецкую куртку и …ВСЕ!!!

    Ответить
  9. Сергей

    Знакомые водители называли его “Ереванское чудо”.

    Ответить
  10. Григорий

    Пришел молодым пацаном на автобазу “ОблПотребСоюза”. Через неделю получил назначение в командировку в Армению в команде из трех человек. Ехали за новыми “ЕрАЗами”. До Еревана добрались на поезде почти без происшествий (взрослые дяди напились огненной воды). Там поблукали маленько, но завод нашли. получили машины быстро, но ехать на сырье не кайф. Сутки пролазили под и над ними. Но в конце концов поехали. Во времена Большого Союза, это было просто романтическое путешествие. Поехали через Грузию, Абхазию и Черноморское побережье. Один автомобЫльчик умер на подъездах к Сухуми. Разлетелась коробка. Погоревали, но подцепили ко второму и двинулись дальше. Не доезжая Туапсе, умер тягач первого трупа. Та же коробка. Пришлось мне цеплять один автомобильчик, и на всех парах лететь в родной Ростов-на-Дону. Прибыв на место получил задание, возвращаться за Туапсинским трупом. Не глядя ни на что, меняю масло и в путь. Доставляю калеку в целости и сохранности. И на своём “ЕрАЗе” накатал почти 100 тысяч без капиталок. А те автобусики из ремзоны не вылазили. Призвали в армию, в части спросили, на чем ездил, ответил: На ЕрАЗе. Дали 66-ой, сказали тебе привычней.

    Ответить
  11. Сергей

    Очередной диванный эксперт…

    Ответить
  12. Миша

    Однажды на еразе отвалилась задняя ось на ходу… гнила юбка кузова очень быстро…

    Ответить
  13. Сергей Решетников

    Никогда ни один ЕрАЗ не был микроавтобусом, это был автофургон.Пассажиров возить он не мог.
    Никогда ни один шофёр в СССР не начинал эксплуатацию нового (с завода) автомобиля без его полной ревизии и протяжки всех болтов и гаек (исключений не было – ни ГАЗ, ни ЗиЛ, ни МАЗ, ни КамАЗ этой процедуры не лишались).
    Я с 1978 года руководил эксплуатацией автотранспорта на крупном заводе (более 300 автомобилей) и ни разу не позволил выпустить на линию новый автомобиль без вышеназванных процедур.
    ЕрАЗ не был настолько плох, как пишут про него нынешние диванные “спецы”. Агрегаты с ГАЗа, компоновочные решения – с РАФа. Качество сборки? Да не особо и оно смущало то время, когда в профессии не было ВОДЯТЛОВ, а были только ШОФЁРЫ,

    Ответить
    1. Юрий

      Мой кум работал на еразике, возил главного инженера, машина холодная, ненадёжная, иногда отваливались задние двери на ходу,

      Ответить
    2. Jove

      ШОФЁРЫ… фр. chauffeur — «истопник»
      ясно понятно

      Ответить
  14. Сергей

    А мне ЕрАЗик всегда нравился, когда я был мальчишкой. Каким то уютным и практичным казался он мне.

    Ответить