Каталитический нейтрализатор предназначается для качественной очистки выхлопных газов современного автомобиля. На протяжении эксплуатации данное устройство изнашивается, загрязняется, выходит из строя. В каждом конкретном случае целесообразно определиться, что лучше – ремонт или замена.
Симптомы загрязнения или выхода из строя
Водитель с практическим опытом без труда определит снижение эффективности работы каталитического нейтрализатора.
С другой стороны, каждый автолюбитель может сделать это, наблюдая следующие проявления:
- повышение расхода топлива;
- нестабильно работающий мотор на холостых оборотах;
- потеря динамики при езде;
- снижение мощности силового агрегата;
- проблемы, возникающие при запуске двигателя;
- появление на приборной панели светящейся надписи Check Engine;
- неконтролируемое отключение мотора.
Кроме того, при сильной степени загрязнения катализатора можно визуально наблюдать изменения цвета выхлопа. При сильном загрязнении из трубы вообще могут не выходить выхлопные газы.
Если появился один или несколько из перечисленных симптомов, то следует проверить данное устройство. Лучше всего снять его и визуально обследовать. При наличии загрязнений различной природы на сеточке катализатора нужно прочистить ее, используя различные методы.
Читайте также
Щадящие методы
Существуют наиболее мягкие способы очистки катализатора с помощью современной автомобильной химии. Кроме того, демонтированное устройство можно очистить с помощью длительного замачивания и последующего удаления загрязнений механическим способом.
Присадки

Современные специализированные магазины предлагают широкий выбор специальных средств, которые предназначаются для промывки и восстановления нейтрализатора. Использовать их очень просто. Для этого нужно влить содержимое бутылочки внутрь топливного бака авто.
Но следует помнить, что сильно загрязненный катализатор очистить только химическим путем не получится. Данные присадки целесообразно использовать для профилактических целей, при низком уровне загрязнения или износа. Регулярное использование таких средств может увеличить ресурс устройства.
Читайте также
Замачивание и удаление отложений
Сильно загрязненный нейтрализатор лучше демонтировать и попробовать очистить с помощью специальных химических средств, этанола, жидкости для карбюратора.
Сделать это можно, придерживаясь следующего алгоритма:
- демонтировать выпускной коллектор с предварительным катализатором, открутив две гайки;
- тщательно проверить целостность всех сот;
- в случае отсутствия механических повреждений начать промывку.
Следует учитывать, что в случае просадки или прогорания нужно заменить катализатор.
Промывку с использованием жидкости для карбюратора требуется по следующей схеме:
- вначале подготовить пластиковую тару достаточной глубины для вертикального погружения нейтрализатора;
- обильно полить соты устройства;
- обернуть деталь смоченными тряпками и поместить внутрь емкости;
- через 20-30 минут промыть соты под напором горячей воды;
- просушить и продуть катализатор сжатым воздухом;
- проделать данную процедуру повторно.
Если данная процедура не принесла ожидаемых результатов, то можно попробовать керосин.
Механические методы
Наждачная бумага
В случае незначительных загрязнений фильтр катализатора можно очистить с помощью мелкой наждачной бумаги:
- Для этого нужно снять нейтрализатор.
- Затем осторожно, избегая сильного надавливания, очистить сетку от налета.
- Остатки грязи лучше убрать, используя сжатый воздух.
Просверливание
Перед тем, как восстановить работу катализатора путем просверливания, следует внимательно оценить вероятные неблагоприятные последствия. Вполне вероятно, что после таких действий мотор будет работать в аварийном режиме. При этом может увеличиться расход топлива, а двигатель потеряет мощность. Кроме того, удаление устройства нередко требует корректировки блока управления силового агрегата.
Удобней всего будет удаление главного нейтрализатора и промывка предварительного. При этом нужно «обмануть» температурный датчик, вкрутив в него болт. Зачастую такие действия приводят к искажению данных о температуре.
Читайте также
Замена внутренней части
Современные автомобильные магазины предлагают внутреннюю часть катализатора за приемлемую цену, которая вставляется внутрь старого корпуса. Такой способ восстановления наиболее оптимален в экологическом плане. При этом стоимость самих работ по замене доступна большинству владельцев машин.
Таким образом, существует несколько способов восстановления каталитического нейтрализатора. Каждый водитель может проанализировать информацию и выбрать наиболее удобный для себя вариант.
Автор не подумал, что сталистой проволокой разрушает керамические соты, на которые нанесены активные элементы катализатора – благородные металлы.