Неисправности генератора: признаки, диагностика, устранение проблем

Советы автомобилисту

Автомобильный генератор — главный источник электроэнергии, питающий бортовую сеть при заведенном двигателе. В случае его неисправности потребители напряжения расходуют заряд аккумулятора, который не может обеспечить длительное автономное функционирование силовой установки. Чтобы автомобиль исправно выполнял свою задачу, важно контролировать работоспособность альтернатора.

Признаки неисправности

Неисправности генератора: признаки, диагностика, устранение проблем

Нарушение штатной работы узла может проявляться по-разному, но часто оно не происходит мгновенно, а водитель может своевременно обнаружить неисправность до полного отказа агрегата. Все поломки условно делят на 2 группы — механические и электрические. Первые вызваны физическим разрушением корпуса, подшипников, щеткодержателей и других компонентов. Электрические неисправности связаны с обрывами и замыканиями катушки, пробитием диодного моста и реле-регулятора, истиранием токоведущих щеток.

Общих симптомов приближающихся проблем с источником электроэнергии несколько — это тусклые или мерцающие фары, сложности с запуском мотора и мигание или горение пиктограммы на комбинации приборов. Независимо от модели авто или модификации двигателя, водителю следует проверить работоспособность узла при появлении соответствующих признаков:

  1. Затрудненный пуск силового агрегата. Слабый заряд аккумуляторной батареи, вызванный неполадками генераторного узла, не позволяет стартеру провернуть коленвал с требуемой скоростью.
  2. Недостаточно яркий свет фар. Повышенное потребление тока мощными лампами, расположенными в головной оптике, приводит к тому, что они тускнеют при слабом заряде.
  3. Загорание соответствующего индикатора на приборной панели. Сигнальная пиктограмма предназначена для оповещения водителя о нештатной работе источника питания.
  4. Свист или подгорание приводного ремня. Недостаточное натяжение элемента либо заклинивание подшипников приводит к тому, что ротор альтернатора не получает должного вращения, что сказывается на недозарядке аккумулятора.
  5. Повышенный шум. Механическое повреждение узла или естественный износ вызывает появление посторонних звуков, игнорирование которых может привести к полному разрушению электроагрегата.
  6. Электрический гул. Появление характерного электрического воя, подобным тому, который исходит от электродвигателей общественного транспорта — троллейбусов, трамваев или электричек, свидетельствует о замыкании обмотки статора.

Важно!

Собираясь в дальнюю поездку, особенно в малозаселенную и труднодоступную местность, необходимо проверить работоспособность источника питания. Его отказ приведет к выходу из строя автомобиля. Самостоятельно выбраться из сложившей ситуации без наличия специального инструмента, запасных частей и опыта будет невозможно.

Диагностика неполадок

Неисправности генератора: признаки, диагностика, устранение проблем

Предварительно проверить генератор можно при помощи мультиметра. Для этого необходимо выполнить ряд мероприятий:

  1. Дать автомобилю постоять на парковке не менее 12 часов.
  2. Открыть доступ к порталам аккумулятора и измерить выходное напряжение при неработающем моторе. На экране мультиметра должны высветиться показания от 12,4 до 12,8 В.
  3. Запустить двигатель и выполнить измерения на оборотах холостого хода. Входное напряжение должно быть в интервале от 13,7-14,5 В.
  4. Прогреть мотор до рабочей температуры, включить все токопотребляюшие приборы. Измерить напряжение при полной нагрузке. Показания мультиметра не должны быть меньше 13 и больше 13,7 В.

В случае, когда прибор показывает отличные значения или наблюдаются механические повреждения узла, потребуется его демонтаж, разборка и дефектовка. Одновременно с заменой вышедшей из строя детали специалисты рекомендуют поменять все расходные материалы. Полная ревизия электроагрегата продлит его срок эксплуатации на 100 тыс. км и больше, тогда как экономия на восстановлении может вынудить водителя обратиться в автосервис уже через несколько километров пробега после ремонта.

Ремонт

Устранение некоторых неисправностей не требуют наличия специальных знаний и инструмента. Незначительный ремонт проводят без снятия агрегата с двигателя, он может быть выполнен самим водителем. Серьезные неисправности устраняют только после демонтажа устройства. Если автовладелец не имеет соответствующего опыта или инструмента, восстановление работоспособности лучше доверить сотрудникам специализированного автосервиса.

В зависимости от того, какой элемент поврежден, возможна его замена или ремонт. Первый случай подразумевает покупку новой детали взамен изношенной. Приобретать «расходники» желательно у лицензированного поставщика, чтобы не установить элемент низкого качества. Как правило, под замену попадают:

  • щетки;
  • токоведущие кольца;
  • регулятор напряжения;
  • подшипники;
  • обгонная муфта.

На заметку!

Катушки при замыкании или обрыве можно постараться восстановить.

Придерживаясь всех рекомендаций и последовательности проверки, водитель может своевременно заметить приближающийся отказ генератора, определить и устранить неисправность. Контроль за натяжением ремня, состоянием контактов и индикацией на приборной панели позволит продлить ресурс источника питания.

Виктор Карсеко
Оцените автора
( Пока оценок нет )
LADA (ВАЗ) XRAY — обзоры, тест-драйвы и авто-новости
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю условия политики конфиденциальности.