Не уверен – не обгоняй! Какой водитель не знает эту присказку? А что же насчет опережения, ведь совершение такого маневра считается более простым и безопасным? По крайней мере, в теории так оно и есть, тогда как на практике встречаются разные ситуации. И чтобы не стать участником одной из них по причине собственной неосведомленности, имеет смысл время от времени повторять ПДД, изучая не только основные вопросы, но и всевозможные нюансы.
Понятие обгона и опережения в ПДД
Для того чтобы уяснить разницу между такими часто встречающимися в правовых нормах и реальной жизни понятиями, как «обгон» и «опережение», достаточно просто внимательно прочитать их определения, прописанные в пунктах 1.2 и 11 ПДД.
Так, под обгоном подразумевается маневр, предполагающий выезд на встречную полосу с последующим за ним возвращением в свой ряд, что необходимо для объезда препятствия или транспортного средства, передвигающегося в более умеренном скоростном режиме.
Что касается опережения, то под ним подразумевается выезд на другую полосу попутного направления, притом что в этом случае разрешено опережать несколько транспортных средств, поскольку для встречного потока не возникает никаких рисков. Но совершать такие маневры можно только на тех участках пути, где для одного направления предусмотрено не менее двух полос, иначе речь будет идти уже об обгоне.
Читайте также
Чем отличается выполнение маневров
Казалось бы, все ясно – есть несколько полос на дороге – можно опережать, нет – можно обгонять. Но не тут-то было, ведь в обоих случаях следует руководствоваться не только дорожной конфигурацией и разметкой.
Как и где разрешается опережение
Поскольку опережение не подразумевает выезд на встречку, то и запретов для его выполнения гораздо меньше. И именно этим маневр отличается от обгона, имея следующие серьезные отличия:
- В отличие от обгона опережение может осуществляться с любой стороны от препятствия (как с правой, так и с левой).
- Завершение обгона предполагает возвращение на свою полосу движения, поскольку длительное следование во встречном направлении чревато серьезными последствиями вплоть до лобового столкновения. А вот с опережением дела обстоят с точностью наоборот, и при желании водитель может не покидать занятую им полосу до тех пор, пока это станет необходимым (перестроение для остановки или поворота и пр.).
Во всех остальных случаях рекомендуется держаться правой полосы, даже если на дороге пусто, не занимая без лишней надобности левый ряд.
- Во время выполнения маневра можно превышать скорость, но только для его совершения.
- Существует только несколько запретов на опережение. Среди них – сплошная разметка на участке, применяемая в туннелях и для выделения отдельных полос движения, пешеходные переходы, перед которыми выполняют остановку другие транспортные средства для пропуска пешеходов, а также на аварийных участках (пункт 14.2 ПДД).
Примечательно, что для совершения обгона существует гораздо больше ограничений, поскольку этот маневр считается более опасным. Именно поэтому для опережения не предусмотрено никаких санкций и штрафных взысканий, если, конечно, действия водителя не повлекли за собой серьезных последствий.
Когда следует воздерживаться от обгона
Практика показывает, что совершить опережение гораздо проще, чем обгон. Этот момент учитывается в пункте 11.2 в ПДД, где прописаны все случаи, когда запрещается выполнять последний маневр. Среди них:
- Сзади идущее транспортное средство уже начало выполнять аналогичный маневр.
- Впереди идущий автомобиль начал выезд на встречную полосу для обгона.
- Нет возможности вернуться на собственную полосу.
- Определенные участки: ж/д переезды, если до них осталось менее 100 м, регулируемые и пешеходные зоны, перекрестки, эстакады, туннели, подъемы, крутые повороты, мосты и путепроводы, а также участки под ними.
Все перечисленные ситуации чреваты лобовым столкновением, поэтому отказываться от совершения маневров следует не столько из-за боязни быть оштрафованным, сколько из соображений собственной безопасности. Именно поэтому категорически не рекомендуется идти на обгон на подъем, в ненастье, а также при плохой видимости.
Читайте также
Основные правила опережения и обгона
Разобравшись с тем, где и когда можно совершать рассматриваемые маневры, стоит ознакомиться и с инструкцией их выполнения:
- В первую очередь необходимо оценить дорожную ситуацию, убедившись в том, что есть определенный запас времени на совершение маневра и занятие собственной полосы, не препятствуя ТС, едущим во встречном направлении. Кроме того, следует убедиться в том, что впереди и сзади идущие автомобили не собираются выполнять аналогичный маневр.
- Каждое действие на дороге должно быть обозначено соответствующим сигналами, поэтому для перестроения при обгоне обязательно нужно включить левый поворотник. Также включать поворотник следует и перед возвращением на свою полосу, правда, в этом случае нужно использовать правый сигнал.
- Еще один важный момент заключается в скорости выполнения обгона, который должен совершаться как можно быстрее. Если же в процессе водитель вдруг поймет, что не успевает завершить маневр, то следует незамедлительно сбросить скорость, чтобы вернуться в исходное положение.
Важно помнить, что только соблюдение приведенного выше порядка действий делает маневр законным, и в случае чего водитель получает гораздо больше шансов для того, чтобы доказать свою правоту.
Если же говорить об опережении, то оно выполняется практически по аналогичной схеме, за исключением необходимости возвращения в свой ряд.
То есть в этом случае также нужно будет убедиться в том, что никто из впереди и сзади едущих водителей не собирается выполнять аналогичные действия, включить правый или левый поворотник в зависимости от того, какую полосу нужно занять для опережения, и совершить задуманное действие.
Другое дело – перестроение в пробках, которое чаще всего выполняется по взаимному согласию – один водитель показывает поворот, а сзади идущий пропускает или не пропускает его, продолжая движение.
Читайте также
Дорожные знаки, запрещающие обгон
Сегодня не существует указателей, которые могли бы запретить опережение, чего не скажешь об обгоне. Так, в ПДД приводится как минимум три знака, наличие которых на обочине или над ней указывает на то, что в этом месте следует ехать исключительно по своей полосе.
К ним относится:
- «Обгон запрещен» (3.20), накладывающий запрет на все виды транспорта без исключения;
- «Обгон грузовыми автомобилями запрещен» (3.22), распространяющий свое действие только на грузовики массой свыше 3,5 т;
- «Автомагистраль» (5.1), где действует повышенный скоростной режим.
Среди них: 3.21, разрешающий обгон всем автомобилям без исключения, 3.23 – грузовикам и 3.31, снимающий все наложенные ранее запреты, включая выполнение рассматриваемого маневра.
Читайте также
С какой стороны обгонять транспортное средство
Поскольку обгон возможен только на участке, где для каждого движения выделено только по одному ряду, то и обгонять другие автомобили приходится слева, поскольку справа только обочина, езда по которой, как известно, запрещена.
Исключением являются отделенные сплошной разметкой белого или желтого цвета полосы, а также занятие крайнего правого или левого положения на проезжей части, когда возможным остается перестроение и дальнейшее опережение только в каком-то одном направлении.
Читайте также
Штрафные санкции и лишение прав
Стоит отметить, что на сегодняшний день в теории не существует наказания за неправильную технику обгона, поэтому получить его водитель сможет только в том случае, если его действия повлекут за собой какие-то серьезные последствия. В этом случае нарушитель может быть призван как к административной (часть 4 ст. 12.15 КоАП РФ), так и к уголовной ответственности, регулируемой уже другими правовыми нормами, приведенными в УК РФ.
Что касается санкций по Административному кодексу, то при неправильном обгоне с последующим за ним ДТП могут быть применены следующие из них:
- Непредоставление приоритета автотранспорту, имеющему такую привилегию в соответствии с действующими на этом участке указателями и разметкой, чревато штрафом в размере 1 тыс. рублей (статья 12.13).
- Обгон в запрещенном месте может обойтись нарушителю в 5 тысяч (статья 12.15).
- Несоблюдение предписаний, диктуемых знаками и разметкой может вылиться в штраф в 500 руб. (статья 12.16).
Кроме того, водитель, нарушивший ст 12.15 и 12.17, запросто может лишиться прав сроком от 6 до 12 месяцев, хотя и не это самое страшное, ведь нет ничего главнее, чем жизнь и здоровье. Поэтому никогда не стоит рисковать, если нет полной уверенности в собственных действиях.