На загородной трассе нередко возникают ситуации, когда в конце обгона длинных грузовиков водители вынуждены пересекать сплошную линию. Если этого не сделать, то может возникнуть аварийная ситуация. В самом начале маневра ему ничего не препятствует.
Таким образом, автомобилист попадает в двухзначную ситуацию:
- с одной стороны, он ничего умышленно не нарушает;
- а с другой – выезжает на встречную полосу дороги со сплошной разметкой, что противоречит ст. 12.15 КоАП.
Важно разобраться, как правильно трактовать такую ситуацию.
Обгон по сплошной, ПДД и судебная практика
Запрещающая дорожная разметка может быть двух видов: одинарная (1.1), двойная (1.3).
Одинарная сплошная полоса характеризуется универсальностью, поскольку применяется не только для разделения потоков, но и в других случаях.
Двойная линия служит исключительно для разделения встречных потоков движения широких магистралей с 4 полосами в каждом направлении.
Данные разметки запрещается пересекать с любой стороны. Сплошные линии используются вблизи таких опасных участков дороги, как пешеходные переходы, перекрестки, крутые повороты, железнодорожные переезды.
Важно помнить, что их не наносят просто так без дополнительного предупреждения.
Для этого используется знак 3.20 «Обгон запрещен», а также прерывистая разметка 1.6, отличительной особенностью которой являются длинные штрихи.
Согласно пункту 6.2.8 по ГОСТ №52289-2004 она должна наноситься на участке дороги длиной не менее 100 метров до начала сплошной линии.
Таким образом, водитель может вовремя среагировать и встроиться в свою полосу. Если ее нет, то это является весомым аргументом для обжалования наказания за нарушение ПДД. Оно предполагает штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (ч.3.1 ст. 12.15 КоАП).
По правилам конкретно запрещается движение по встречной полосе, которая отделена полосами 1.1 или 1.3. Таким образом, п.9.1 (1) не разрешает водителям находиться на данном участке дороги независимо от пересечения разделительной полосы.
Перед совершением обгона важно убедиться, что полоса встречного движения свободна и безопасна для всех участников дорожного движения на достаточном для этого маневра расстоянии (ч.11.1). Кроме того, нужно внимательно следить за действиями впереди идущих машин. Следует помнить, что понятие обгон в отличие от опережения, связано исключительно с выездом на встречку.
На сегодняшний день завершение обгона с пересечением сплошной линии разметки суд рассматривает в индивидуальном порядке, поскольку каждое конкретное нарушение имеет свои обстоятельства: например, обгон каравана из фур, резкое увеличение скорости впереди идущего авто, отсутствие разметки 1.6 перед сплошной полосой.
Читайте также
Виновен ли водитель на самом деле
Статья 12.15.4 КоАП наказывает за неправильный выезд на встречную полосу движения, а водитель в описанном выше случае не нарушает это положение. Схема дорожного движения, знаки и разметка не относятся к понятиям закона, поэтому утверждение «незнание закона не освобождает от ответственности» в таких случаях не работает.
Автомобилист за рулем не может предвидеть ситуацию, если нет предупреждающих, запрещающих знаков или разметки 1.6. Практически ни один гаишник или судья не могут четко ответить на вопрос, как избежать нарушения ПДД водителю в ситуации, когда при окончании обгона его машина внезапно оказалась перед сплошной полосой.
Субъективную сторону нарушения регламентирует ст. 2.2 КоАП, которая выделяет умышленное и неосторожное действие. Ни то, ни другое не подходит к данной ситуации. Таким образом, хотя правонарушение и имело место, но дело подлежит закрытию из-за отсутствия состава правонарушения.
Читайте также
Советы по безопасному обгону фуры
Максимально снизить риски при обгоне больших фур помогут советы опытных водителей, основанных на подробном анализе аварийных ситуаций на дороге:
- Во-первых, перед выполнением данного маневра не рекомендуется сильно прижиматься к грузовику, поскольку это сильно снижает обзор спереди. Просматривать пространство перед собой лучше на некотором расстоянии от впереди идущей фуры.
- В случаях, когда водители грузовиков ускоряются при обгоне, рекомендуется сбавить скорость и вернуться в свою полосу. Такие же действия уместны и при появлении движущейся навстречу машины.
- Перед совершением обгона важно убедиться, что сзади никто не собирается делать то же самое. Кроме того, следует ориентироваться на звуковые сигналы и указатели поворота самих фур.
- При обгоне вереницы грузовиков несколькими авто лучше не спешить, а подождать более подходящей ситуации.
- Особую опасность представляет обгон на подъеме, поскольку видимость при таких ситуациях ограничивается.
Читайте также
При опережении фур с выездом на встречную полосу следует проявлять максимум внимания, учитывая большое количество факторов. Это позволит избежать нарушений разметки, избежать рисков.
Конечно надо заканчивать опережение (ли обгон). Хуже сдавать назад – так вероятность ДТП больше.