Верховный суд РФ подтвердил обоснованность обвинения и привлечения к административной ответственности водителя, который спровоцировал ДТП, после чего скрылся с места происшествия. Теоретически такие меры должны повысить ответственность участников дорожного движения. На практике это не всегда так.
Читайте также
Провокатор и аварийные ситуации
Автомобилисты с опытом неоднократно сталкивались на дороге с агрессивным непредсказуемым стилем вождения некоторых водителей. Их действия нередко приводят к возникновению аварийной ситуации.
Такие ситуации можно без проблем проиллюстрировать на конкретных примерах:
- Например, зачастую водители маршруток, таксисты игнорируют других участников дорожного движения в погоне «за длинным рублем». В первую очередь они реагируют на поднятую руку потенциального пассажира, подрезая другие транспортные средства.
Чтобы избежать столкновения, водители резко выскакивают на соседнюю полосу движения, заставляя уворачиваться двигающиеся по правилам машины.
- Другая ситуация возникает на загородных трассах при обгоне длинномеров. Если водитель обгоняющего автомобиля неправильно рассчитал расстояние до встречного транспорта, то в конце обгона он вынужден в экстренном порядке возвращаться на свою полосу, при этом подрезая фуру.
Чтобы избежать столкновения, водитель-дальнобойщик резко выруливает на обочину. Результатом такого маневра нередко является переворот грузовика. За это время провокатор скрывается в дальней дали.
- Еще один вариант провокаций аварийных ситуаций возникает при пересечении перекрестков разными авто.
Например, одна машина начинает движение на разрешающий сигнал светофора, а другая пытается проскочить при уже включенном красном. Из-за резкого торможения начавшего движения авто в него сзади врезается другой автомобиль. Как всегда, провокатор за это время скрывается из зоны видимости.
С юридической точки зрения сейчас наказать провокатора достаточно сложно, даже если его нашли и имеются свидетели ДТП. Сегодняшнее законодательство не содержит прецедентного права.
При вынесении решения судьи зачастую руководствуются своим жизненным опытом, индивидуальными представлениями, поскольку закон не содержит четких формулировок по этому поводу. Сейчас Верховный суд решил прояснить и изменить ситуацию коренным образом.
Читайте также
Наказание виновника за бесконтактную аварию
Сейчас спровоцировавший аварийную ситуацию водитель считается участником ДТП даже в ситуациях, когда он избежал какого-либо столкновения.
Если он покинет место аварии, то может вполне законно лишиться водительских прав на 1-1,5 года, получить арест до 15 суток (статья 12.27, часть 2 КоАП РФ). Кроме того, страховая компания должна оплатить причиненный ущерб (ч.1 ст.14 №40-ФЗ от 01.05.19).
Пострадавшему в дорожной аварии водителю, которую спровоцировал скрывшийся с места ДТП нарушитель правил дорожного движения, нужно вести себя соответствующим образом. При этом алгоритм действий здесь является традиционным. Его описывают пункты 2.5; 2.6; 2.6.1 главы 2 ПДД.
При таких обстоятельствах нужно придерживаться такого порядка:
- максимально подробно зафиксировать схему ДТП;
- по возможности, предоставить записи дорожного регистратора, камер наружного наблюдения;
- выявить очевидцев происшествия, заручиться их поддержкой, зафиксировав контактные данные.
При общении с сотрудниками ГИБДД важно предоставить информацию, однозначно подтверждающую соблюдение пострадавшим правил дорожного движения. Если выяснится, что он управлял автомобилем добросовестно, то есть все шансы взыскать с провокатора деньги за ремонт автомобиля.
Читайте также
Таким образом, решение Верховного суда РФ вполне реально может изменить существующее ныне отношение к бесконтактным авариям. У пострадавших водителей появляется возможность эффективно отстаивать свои права.